Что такое конфликты: причины и пути их преодоления в отряде

Конфликт — это всякого рода противоречие, возникающее между субъектами. Педагогический конфликт — противоречие между субъектами педагогического процесса (вожатый — ребенок, ребенок — ребенок, вожатый — администрация, вожатый — вожатый). В структуре конфликта выделяют субъектов и участников конфликта, предмет и объект конфликта, микро- и макросреду. Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и повлиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

 Одним из самых распространенных является конфликт между детьми.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими силами.

Группа поддержки. В любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые либо активными действиями, либо только своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом изменить исход конфликта. Группы поддержки могут быть представлены друзьями, коллегами и т.д.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы.

Подстрекатель — это лицо, подталкивающее другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может потом в конфликте не участвовать. Его задача — развязать конфликт и спровоцировать его развитие.

Организатор — лицо или группа, планирующие конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников.

Предмет конфликта. Это противоречие, в котором отражаются столкновение интересов и целей сторон. Предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта.

Конструктивные (позитивные) функции конфликта: 1) устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу каких-либо причин; 2) позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем; 3) снижает психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию; 4) служит источником развития личности, межличностных отношений, человек приобретает социальный опыт в решении трудных ситуаций; 5) улучшает качество индивидуальной деятельности.

Деструктивные (негативные) функции конфликта: 1) сопровождается стрессом (сердечно-сосудистые нарушения, невралгия и т.д.); 2) разрушает сложившиеся взаимные связи, формирует враждебность, ненависть, образ врага, готовность действовать в ущерб своему обидчику; 3) закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения любых проблем; 4) отрицательно влияет на развитие личности (неверие в торжество справедливости, убежденность в том, что руководитель или сильный всегда прав).

Выделяют содержательные (предполагают наличие как минимум двух мнений, вступающих в противоречие) и пустые конфликты (в их основе лежит неустойчивое плохое психическое самочувствие человека, его особое состояние в какой-либо момент).

  Основные виды конфликтов:

1) внутриличностный — отражает борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;

2) межличностный — конфликт между личностями, стремящимися реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;

3) межгрупповой — конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;

4) личностно-групповой — возникает в случае несоответствия поведения личности ожиданиям и нормам группы.

По степени реакции на происходящее выделяют конфликты:

 • быстротекущие — отличаются большой эмоциональной окрашенностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих. В основе таких конфликтов чаще всего лежат особенности характера, психического здоровья личности. Иногда такие конфликты заканчиваются тяжелыми или трагическими последствиями;

• острые длительные — возникают в тех случаях, когда противоречия достаточно устойчивые, труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции и поступки. Такие конфликты трудно решить;

• слабовыраженные вялотекущие — характерны для противоречий, носящих не очень острый характер, либо для столкновений, в которых активна только одна из сторон; вторая стремится обнаружить четко свою позицию или избегает, по возможности, открытой конфронтации;

• слабовыраженные быстропротекающие — наиболее благоприятная форма столкновения противоречий, но легко спрогнозировать такой конфликт можно только в том случае, если он единственный.

Участники конфликта могут избрать разные стратегии поведения:

 1) сотрудничество, направленное на поиск решения, которое удовлетворило бы интересы всех сторон;

2) компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки;

3) избегание — заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

4) приспособление — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами;

5) соперничество — стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением одержать победу над соперником, борьба за признанием личных достижений со стороны общества, коллектива, группы.

Способы и приемы профилактики конфликтов:

• умение педагога видеть, что общение становится предконфликтным, и вернуться из предконфликтной ситуации к нормальному общению (например, сказать, что дети в чем-то правы, а в чем-то правы оппоненты; свети проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; предложить ребятам вернуться к обсуждению спорного вопроса завтра, когда эмоции улягутся);

• терпимость к инакомыслию;

• управление своим психическим состоянием;

• не забывать о чувстве юмора;

• не стремиться быстро, радикально, путем прямых воздействий перевоспитать человека.

Подобные конфликты чаще всего между детьми происходят по следующим причинам:

 • нарушение воспитанниками дисциплины;

• личностные особенности детей (ябеды, нытики, вредины и т.д.);

• неумение жить в коллективе и подчиняться коллективным нормам и т.д.

Сценарный план мероприятия: как разработать (алгоритм создания сценария)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: