После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2) и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра

Ответ:                               .

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем     же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) В 1974 году вышел первый путеводитель по Золотому кольцу России. (2)

Маршрут был такой: Москва – Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир – Москва. (3) Общая протяжённость маршрута – пятьсот сорок километров. (4) Советские люди считали за честь совершить путешествие по страницам истории Древней Руси – по Золотому кольцу. (5) В 90-х годах наблюдался заметный спад внутреннего туризма – на общем фоне снизилась посещаемость и городов Золотого кольца. (6) Но постепенно ситуация менялась в лучшую сторону, и на сегодняшний день маршрут «Золотое кольцо России» – один из развитых туристических маршрутов – вновь пользуется заслуженной популярностью Ответ:  .

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1) Однажды я ехал в электричке. (2)Сидевшая рядом со мной у окна

скромно одетая сдержанная женщина открыла томик Чехова. (3)Дорога предстояла длинная, книжки я не захватил, люди вокруг были чужие, я стал думать о работе. (4)И тем же тоном, каким спрашивают, например: «Вы не знаете, скоро ли мы приедем?» – я неожиданно для себя и тем более для соседки спросил её:

– Простите, вы не знаете, что такое счастье?

(5)Женщина с томиком Чехова в руках оказалась замечательной собеседницей. (6)Она не стала спрашивать меня, отчего я задал такой странный вопрос, не стала с ходу отвечать, она прикрыла книгу и долго молчала, посматривая в окно, – думала. (7)Наконец, когда я совсем уже решил, что она забыла о вопросе, она повернулась ко мне и сказала...

(8)Вернёмся к её ответу позже. (9)Спросим себя: что такое счастье? (10)Что кроется за этим словом?

(11)В каждой стране есть свой Главный педагог – народ и есть Главный учебник – язык. (12)Я не должен объяснять, что такое счастье, я должен смиренно спросить об этом наш язык – в нём всё есть, из него всё поймёшь,


прислушиваясь к слову в сегодняшней нашей речи. (13)Народная мысль содержится не только в пословицах и поговорках, в народной мудрости, но и в распространённых, обычных фразах и оборотах речи. (14)Поищем: с какими другими словами сочетается интересующее нас понятие, почему так можно сказать, а так нельзя. (15)Это никогда не бывает случайным.

(16) Мы говорим: «счастливая доля», «счастливый случай», «счастливая судьба», «счастье привалило», «вытянул счастливый билет».

(17) Самые деятельные, всего достигшие своим трудом люди говорят:

«Мне выпало счастье, мне дано счастье...»

(18) Счастье – фортуна, судьба, о которой мы ничего не знаем, и если его нет, то говорят: «Такая уж у меня судьба», «Видно, мне так на роду написано». (19)Но мы не раз ещё столкнёмся с законом духовной жизни: всё, что есть

в человеке, возникает из двух встречных движений, из двух сил: из движения, направленного от мира к человеку, и движения от человека к миру. (20)Противоположные эти силы, встречаясь в одной точке, не уничтожаются, а складываются. (21)Но если встреча не происходит, то обеих сил словно и не было. (22)Предположим, человеку нет удачи ни в чём, несчастья преследуют его, и выпала ему, быть может, от рождения тяжёлая доля. (23)Не всякий сумеет победить судьбу. (24)Но сильный человек умеет использовать самый незаметный шанс, который, конечно, есть в жизни каждого: он побеждает судьбу. (25)Вернее, не судьбу, а трудности, которые посланы ему судьбой. (26)И если нет собственного стремления победить, стремления к счастью, то хоть озолоти его – счастья не будет. (27)У него нет веры в жизнь, воля его сломлена. (28)Говорят: «нашёл своё счастье», «добыл счастье», «достиг счастья» и даже «украл чужое счастье». (29)Язык требует действия: нашёл, поймал, добыл, достиг, вырвал у судьбы своё счастье, всякий человек – кузнец своего счастья.

(30)Человек должен стремиться к счастью. (31)Неукротимое, неудержимое, жгучее желание счастья... (32)Счастье не вещь, и не склад вещей, и не положение, и не денежное состояние, а состояние души, возникающее при достижении сильно желаемого. (33)Счастье – это благословенное состояние, благодать.

(34)Что же, однако, сказала о счастье женщина в электричке? (35)Позже выяснилось, что она научный сотрудник, специалист в области химии белков. (36)После долгого обдумывания моего вопроса она сказала:

– Я не могу дать определения счастья. (37)Вот учёный! (38)Учёный не тот, кто всё знает, а тот, кто точно знает, чего он не знает. (39)Но, может быть, так? (40)У человека есть духовные стремления: когда они удовлетворяются, он чувствует себя счастливым. (41)Похоже на правду?

(По С.Л. Соловейчику)


* Симон Львович Соловейчик (1930–1996) – публицист, педагог, философ. Главный труд его жизни – книга «Педагогика для всех», в которой он изложил принципы воспитания Свободного Человека.

 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Женщина в электричке не смогла дать ответ на интересующий рассказчика вопрос, потому что была учёным.

2) Язык помогает находить ответы на сложные вопросы.

3) По мнению рассказчика, счастье обусловлено судьбой, с которой не поспоришь, с которой нужно смириться.

4) Человек должен стремиться к материальному благополучию, в этом, по мнению собеседницы рассказчика, и заключается неукротимое, неудержимое, жгучее желание счастья.

5) Язык требует от человека деятельного отношения к жизни, желания бороться со всеми трудностями и победить.

Ответ:                               .

 

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 4 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 3.

2) В предложении 12 представлено рассуждение.

3) Предложения 18 и 33 раскрывают содержание понятия.

4) В предложениях 19, 20 представлено повествование.

5) В предложении 32 представлено описание. Ответ:              .

 

 Из предложений 20–23 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Ответ:                               .

 

Среди предложений 11–18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(- их) предложения (-ий).

Ответ:                               .

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,


 

Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

 

«С.Л. Соловейчик относится к числу создателей педагогики сотрудничества, цель которой – воспитать свободного, нравственного, гордого, а главное, счастливого человека. Автор стремится разобраться в сложных философских понятиях. Эмоциональность и убедительность размышлениям педагога придают такие художественные средства, как троп – (А)                                  («неукротимое, неудержимое, жгучее желание» в

предложении 31), приём  –  (Б)             (предложения 14, 20, 32) и


синтаксическое средство  –  (В)_               Синтаксическое средство –  (Г)                                               вовлекает читателей в диалог с автором».

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнительный оборот

3) вопросительные предложения

4) вводные слова

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) разговорная лексика

9) ирония

Ответ:                               .


(в предложениях 24, 25).

(предложения 9, 10, 41) –


Напишите сочинение по прочитанному тексту.

 Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или


полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.












ВАРИАНТ 4

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
(1)Неожиданным открытием в науке оказалось наличие чёткой иерархии, или рангов, в мире животных. (2)И раньше люди знали о том, что в стаях волков, гиен, в сообществах большинства приматов есть свои вожаки. (3)<…> теперь выяснилось, что у многих животных это соподчинение проведено сверху донизу последовательно и без исключений, причём не только среди самцов, но и между взрослыми самками, и даже между детёнышами.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Часть 1

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Учёным стало известно, что у многих животных существует строгая иерархия, и часто это соподчинение проведено сверху донизу, причём и между взрослыми животными, и между детёнышами.

2) Научным открытием стало наличие в мире животных чёткой иерархии, которая проведена сверху донизу последовательно и без исключений.

3) Недавно стало известно, что в сообществах животных существуют вожаки, причём ярче всего это выражено у волков, гиен, в сообществах отдельных видов приматов.

4) Неожиданное научное открытие последних лет – наличие иерархии у тех животных, которые живут семейными группами: самец, самка и несколько детёнышей.

5) И раньше люди знали о том, что в стаях волков, гиен, в сообществах приматов есть свои вожаки, положение которых определяет не только физическая сила, но и повышенная агрессивность.

Ответ:                               .

 

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ:                               .


 

 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -а, м.

1) ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

2) Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м.

3) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

4) ед. Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить в миру. Уйти из мира в монастырь.

5) Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле.

Ответ:                               .

 

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

договорЁнность нОгтя

взЯлась зАгнутый красИвее

Ответ:                               .

 

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

КОННЫЙ спорт предполагает соревнования на лошадях.

В представлении Татьяны каждый ГОДОВОЙ ребёнок был уже вполне сознательным человеком.

Русская литература подарила миру много            ГУМАНИСТИЧЕСКИХ произведений.

По крутой лестнице Максим спустился с чердака в ЖИЛЫЕ комнаты.

Мы тратим на строительство значительные ресурсы, но ОТДАЧА от этих вложений порой минимальна.

Ответ:                               .


 

 

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив

 неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: