Виды, цели и содержание практики

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал УГНТУ в г. Салавате

КАФЕДРА ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Учебно-Методическое пособие

По организации и проведению практик

ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

 

Уфа

 2018

 

В учебно-методическом пособии рассмотрены основные положения по организации и проведению практик студентов направления подготовки «Химическая технология». Даны рекомендации для сбора практического материала на технологических установках для выполнения курсового и дипломного проектирования.

 

Составители: Евдокимова Н.Г., проф., д-р техн. наук Прозорова О.Б., доц., канд. техн. наук

 

 

Рецензенты: Фаткуллин М.Р., технолог НПЗ ООО «Газпром нефтехим Салават», канд. техн. наук Жирнов Б.С., проф., д-р техн. наук

 

Рецензенты:   

 

© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4
1 Виды, цели и содержание практики 9
2 Проведение и руководство практикой 13
3 Содержание отчета по практике 17
4 Вопросы для самостоятельного изучения 24
5 Список рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения 29
6 Критерии оценки защиты отчетов по практике 33
7 Перечень типовых контрольных вопросов 34
Приложение А 37
Приложение Б 40
Приложение В 41
Приложение Г 44
Приложение Д 45
Приложение Е 46
Приложение Ж 47
Приложение И 48
Приложение К 49
Приложение Л 50
Приложение М 51


Введение

 

Настоящее учебно-методическое пособие разработано с целью обеспечения единых подходов к организации и проведению практик студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Согласно квалификационной характеристике направления подготовки 18.03.01 «Химическая технология», выпускникам предстоит работать на промышленных и малых предприятиях нефтяной и нефтехимической промышленности, в научных, конструкторских и проектных организациях.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

производственно-технологическая деятельность:

- организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования;

- эксплуатация и обслуживание технологического оборудования;

- управление технологическими процессами промышленного производства;

- входной контроль сырья и материалов;

- контроль соблюдения технологической дисциплины;

- контроль качества выпускаемой продукции с использованием типовых методов;

- исследование причин брака в производстве, разработка мероприятий по его предупреждению и устранению;

- освоение технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции;

- участие в работе по наладке, настройке и опытной проверке оборудования и программных средств;

- проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта;

- приемка и освоение вводимого оборудования;

- составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт;

научно-исследовательская деятельность:

- изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

- математическое моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и пакетов прикладных программ для научных исследований;

- проведение экспериментов по заданной методике, составление описания проводимых исследований и анализ их результатов;

- подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

- составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок;

- проведение мероприятий по защите объектов интеллектуальной собственности, результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия;

организационно-управленческая деятельность:

- составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы и оборудование), а также составление отчетности по утвержденным формам;

- выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;

- организация работы коллектива в условиях действующего производства;

- планирование работы персонала и фондов оплаты труда;

- подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономического анализа;

- подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия;

- проведение организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных участков;

- разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;

- проведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений;

- планирование и выполнение мероприятий по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и экологических нарушений;

проектная деятельность:

- сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования технологических процессов и установок;

- расчет и проектирование отдельных стадий технологического процесса с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;

- участие в разработке проектной и рабочей технической документации;

- контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

Решение этих задач требует от будущего инженера широкой научной и практической подготовки, знаний о новейших достижениях в области промышленного использования природных энергоносителей, их состава, методов подготовки их к переработке, технологии химических процессов переработки природных энергоносителей, производства топлив различного назначения и специальных углеродных материалов на основе нефтяного, газового сырья и каменного угля; в области технологических основ физического разделения и очистки углеводородов, экономики и организации производства, управления качеством продукции, внедрения АСУ ТП, охраны окружающей среды, безопасности жизнедеятельности.

Основой такой подготовки является практика, в ходе которой осуществляется закрепление полученных теоретических знаний, непосредственное приобщение студентов к профессиональной деятельности, привитие навыков и умения самостоятельного решения инженерно-производственных задач. Практика студентов вуза является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке обучающихся на базах практики, содействует закреплению теоретических знаний, установлению необходимых деловых контактов университета с предприятиями, организациями и учреждениями.

Бакалавр в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавра 18.03.01 «Химическая технология» должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными компетенциями:

- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

- способностью использовать методы и инструменты физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

- способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

общепрофессиональными компетенциями:

- способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОПК-1);

- готовностью использовать знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы (ОПК-2);

- готовностью использовать знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов, протекающих в окружающем мире (ОПК-3);

- владением понимания сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознания опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, способностью соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-4);

- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-5);

- владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-6).

профессиональными компетенциями:

производственно-технологическая деятельность:

- способностью и готовностью осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции (ПК-1);

- готовностью применять аналитические и численные методы решения поставленных задач, использовать современные информационные технологии, проводить обработку информации с использованием прикладных программных средств сферы профессиональной деятельности, использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей профессиональной области, пакеты прикладных программ для расчета технологических параметров оборудования (ПК-2);

- готовностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации продуктов и изделий, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-3);

- способностью принимать конкретные технические решения при разработке технологических процессов, выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-4);

- способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда, измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, и вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-5);

- способностью налаживать, настраивать и осуществлять проверку оборудования и программных средств (ПК-6);

- способностью проверять техническое состояние, организовывать профилактические осмотры и текущий ремонт оборудования, готовить оборудование к ремонту и принимать оборудование из ремонта (ПК-7);

- готовностью к освоению и эксплуатации вновь вводимого оборудования (ПК-8);

- способностью анализировать техническую документацию, подбирать оборудование, готовить заявки на приобретение и ремонт оборудования (ПК-9);

- способностью проводить анализ сырья, материалов и готовой продукции, осуществлять оценку результатов анализа (ПК-10);

- способностью выявлять и устранять отклонения от режимов работы технологического оборудования и параметров технологического процесса (ПК-11);

организационно-управленческая деятельность:

- способностью анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-12);

- готовностью определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-13);

- готовностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда (ПК-14);

- готовностью систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК-15);

научно-исследовательская деятельность:

- способностью планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-16);

- готовностью проводить стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов (ПК-17);

- готовностью использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности (ПК-18);

- готовностью использовать знания основных физических теорий для решения возникающих физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе выходящих за пределы компетентности конкретного направления (ПК-19);

- готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-20);

проектная деятельность:

- готовностью разрабатывать проекты в составе авторского коллектива (ПК-21);

- готовностью использовать информационные технологии при разработке проектов (ПК-22);

- способностью проектировать технологические процессы с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства в составе авторского коллектива (ПК-23).

ВИДЫ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

1.1 Виды, продолжительность, цели и содержаниепрактики определяются соответствующими федеральными государственными стандартами (далее - ФГОС) высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) и утвержденными рабочими учебными планами, на основании которых разрабатываются и утверждаются в установленном в УГНТУ порядке программы практик по соответствующей образовательной программе.

1.2 Основными видами практики студентов УГНТУ являются учебная, производственная и преддипломная.

Практика на всех этапах обучения должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников.

1.3 Цель практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности(учебной практики) – получение общих представлений о структуре базы практики и объектов профессиональной деятельности, об осуществляемых на них технологических и производственных процессах, а также получение первичных профессиональных умений.

Учебная практика может включать в себя несколько этапов: ознакомительная практика на базах практики любых организационно-правовых форм, практики по получению первичных профессиональных умений в учебных и учебно-производственных мастерских, лабораториях вуза и других его подразделениях.

1.4 Цель технологической практики, научно-исследовательской работы(производственной практики) – закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин образовательной программы, изучения ими структуры объектов профессиональной деятельности по соответствующему направлению подготовки (специальности), изучение современных форм организации управления этими объектами, методов осуществления производственных процессов, используемых нормативно-технических документов, приобретение ими первичных профессиональных навыков и компетенций, сбор материала для курсового проектирования.

Виды производственной практики определяются соответствующими ФГОС и рабочими учебными планами по образовательной программе (например, общеинженерная, технологическая, эксплуатационная, конструкторско-технологическая, экономическая и др.).

1.5 Учебная и производственная практики могут проводиться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения методологической связи между содержанием практики и теоретическим обучением.

1.6 Цель преддипломной практики – закрепление и углубление теоретических знаний, сбор и анализ фактических материалов о производственной деятельности базы практики для выполнения выпускной квалификационной работы, а также приобретения и закрепления профессиональных умений и навыков (компетенций), а также сбора материалов для дипломного проектирования.

Преддипломная практика является завершающим этапом освоения образовательной программы и проводится после овладения студентом программ теоретического и практического обучения. Ее содержание определяется темой выпускной квалификационной работы.

1.7 Программы практик разрабатываются соответствующими выпускающими кафедрами, согласовываются с основными потребителями выпускников, утверждаются проректором по учебной работе и обновляются не реже одного раза в 5 лет.

1.8 Программа практики, как правило, включает:

- цели и задачи практики;

- содержание практики;

- характер и сроки выполнения индивидуальных заданий студентов;

- возможность участия студентов в деятельности предприятий, учреждений и организаций, являющихся базами практики;

- примерное содержание и сроки проведения экскурсий;

- перечень сведений и материалов, собираемых студентом в период прохождения практики для использования в курсовом и дипломном проектировании;

- правила оформления студентами отчетов и порядок их аттестации;

- права и обязанности выпускающей кафедры;

- права и обязанности студентов, проходящих практику;

- права и обязанности руководителей практики от кафедры и от базы практики.

Программа практики может предусматривать сдачу экзаменов с целью присвоения квалификационных разрядов студенту по профессии начального профессионального образования.

1.9 При прохождении практики студенты изучают:

- организационную структуру базы практики;

- экономику и управление предприятием;

- основные технологические процессы, осуществляемые на производственных объектах базы практики;

- используемые на базе практики методы менеджмента качества;

- вопросы обеспечения производственной, промышленной и экологической безопасности.

Студенты направления подготовки «Химическая технология» также изучают используемые на базе практики:

- технологические регламенты установок, блоков и производств;

- проектно-конструкторскую документацию;

- технологические аппараты и оборудование технологического процесса;

- средства автоматизации и управления производственным процессом;

- информационно-коммуникационные технологии и программное обеспечение производственного процесса.

В результате прохождения практики у обучающегося формируются и закрепляются общекультурные компетенции, такие как:

- способность и готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

- способность понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования для развития и сохранения цивилизации,

и профессиональные компетенции:

- владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

-  способность и готовность осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции;

- использование нормативных документов по качеству, стандартизации и сертификации продуктов и изделий, элементов экономического анализа в практической деятельности;

- использование правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда; измерение и оценка параметров производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума и вибрации, освещенности рабочих мест;

- проверка технического состояния, организация профилактических осмотров и текущего ремонта оборудования.

В результате прохождения практики обучающийся должен знать:

- структуру отрасли нефте- и газопереработки и основные методы подготовки и первичной переработки природных энергоносителей;

- основные технологические приемы получения из нефти и газа товарных топлив и специальных продуктов;

- сущность, название и роль основных процессов физической переработки природных энергоносителей и получаемых углеродных материалов;

- основные процессы и агрегаты физической переработки нефти и газа, качество и рациональные пути применения продуктов;

- технологию и общие принципы осуществления технологических процессов, их интенсификацию и совершенствование;

уметь:

- использовать профессиональную терминологию в области физической технологии углеводородного сырья;

- анализировать преимущества и недостатки типовых и вновь предлагаемых схем технологических процессов;

- рассчитывать основные процессы и аппараты технологических установок, используя методическую и справочную литературу;

- анализировать конструкцию и основные узлы оборудования по физической технологии нефти;

- хорошо ориентироваться в ГОСТах на различные виды нефтепродуктов;

- уметь отработать технологию получения нефтяных топлив определенного качества из различного вида сырья;

владеть:

- методами проведения физических измерений, методами корректной оценки погрешностей при проведении эксперимента;

- теоретическими методами описания свойств простых и сложных веществ, экспериментальными методами определения физико-химических свойств химических соединений;

- методами технологических расчетов отдельных узлов и деталей химического оборудования;

- навыками проектирования простейших аппаратов химической промышленности;

- навыками наладки, настройки, регулировки, обслуживания технических средств

- методами математической статистики для обработки результатов активных и пассивных экспериментов, пакетами прикладных программ для моделирования химико-технологических процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: