Перечень вопросов для самопроверки

3.I.I Общие сведения по процессу:

1) сущность процесса и его назначение;

2) место и роль установки в схеме завода, производительность установки;

3) связь установки с другими процессами, сырьевым, товарным и другими парками;

4) технологическая схема установки;

5) режимные данные по ректификационному блоку;

6) основные виды перерабатываемого сырья. Требования к сырью и нежелательные примеси в сырье;

7) нормативные и фактические расходы сырья и реагентов на установке;

8) снабжение установки электроэнергией. Основные потребители электроэнергии на установке. Меры по экономии электроэнергии;

9) водоснабжение на установке. Свежая, оборотная и химически очищенная вода на установке;

10) снабжение установки паром. Параметры водяного пара;

11) снабжение установки технологическим и приборным воздухом;

12) снабжение установки газовым и жидким топливом.

3.1.2 Влияние факторов процесса на материальный баланс и качество продукции:

1) материальный баланс установки за прошедшие два-три года;

2) показатели качества основных и побочных продуктов процесса. Методы их контроля;

3) факторы, влияющие на показатели процесса (температура и давление в колоннах, расход сырья, расход водяного пара и т.д.);

4) допустимые пределы изменения основных факторов процесса (см. предыдущий вопрос) и способа их регулирования;

5) возможные пределы отклонения основных факторов процесса от норм и конкретные меры их регулирования;

6) схема автоматического регулирования основных факторов процесса;

7) схема регулирования основных показателей качества продуктов процесса.

3.1.3 Основное и вспомогательное оборудование установки:

1) устройство и назначение колонн отбензинивающей, основной ректификационной, отпарных, вакуумной и основных элементов. Принцип работы ректификационных колонн. Типы тарелок и их КПД;

2) назначение и устройство печей, электродегидраторов и их основных элементов;

3) материалы, применяемые для изготовления аппаратов установки;

4) устройство и принцип работы газосепараторов, принцип регулирования в них уровня фаз, давления и температуры;

5) устройство и работа котлов-утилизаторов;

6) назначение и устройство теплообменной аппаратуры (теплообменников, конденсаторов-холодильников, кипятильников), способы повышения коэффициента в теплообменных аппаратах;

7) устройство, принцип работы топок под давлением;

8) устройство, работа, преимущества и недостатки конструкций трубчатых печей;

9) устройство и работа форсунок, панельных горелок и порядок их включения;

10) выжиг кокса в змеевиках печи, чистка змеевиков печи;

11) существующие способы создания жидкого и парового орошения в колоннах;

12) регулирование температуры, давления и уровня жидкости в колоннах;

13) порядок освобождения колонн от продукта перед ремонтом;

14) вакуумсоздающая система в ректификационных колоннах;

15) система гашения вакуума в колоннах;

16) система пожаротушения ректификационных колонн;

17) основные типы применяемых на установке насосов, компрессоров, воздуходувок и вентиляторов. Выбор и обоснование их в каждом конкретном случае;

18) устройство центробежного и поршневого насосов, порядок их пуска и остановки;

19) причины "сброса" насосов. Устранение аварийных ситуаций при "сбросе" насосов;

20) схема движения технологических потоков в аппаратах;

21) принцип подбора запорной арматуры;

22) конструкция, назначение и эксплуатация предохранительного клапана;

23) виды ремонта на установке и их сроки.

3.2 Элементы исследовательской части

Сбор материала для выполнения исследовательской части учебной практики (дипломного, курсового проекта) осуществляется, как правило, по индивидуальному заданию, подготовленному руководителем практики (дипломного, курсового проекта). Индивидуальное задание может быть выдано студенту на выполнение, например, одной из следующих работ:

1) провести технологическое обследование и проверочные расчеты отдельных аппаратов, узлов или установки с целью:

-выявления причин неудовлетворительной работы и оценки экономической эффективности их замены на аппараты и узлы иной конструкции и модификации;

- выявления возможных резервов повышения пропускной способности аппарата (узла) или качества получаемой продукции;

- выявления интересующих практику, но ранее не установленных факторов, влияющих на протекание тех или иных процессов;

- определения КПД аппарата и узлов;

2) разработать экспресс-методы анализа сырья, реагентов и продуктов процессов;

3) внедрить более современные методы анализа сырья, реагентов или продуктов процесса;

4) принять участие в разработке мероприятий по совершенствованию технологии производства, улучшению условий труда работающих, уменьшению выбросов, повышению качества продукции, рациональному использованию отходов производства, побочных продуктов, улучшению экологии и др.;

5) составить обзор или обобщить практический материал по эффективности внедренных рационализаторских предложений, изобретений или новых реагентов;

6) провести научно-технический анализ общего состояния изучаемого процесса, технологической установки и дать ей инженерную оценку.

Успешное выполнение индивидуального задания требует от студента соответствующих инженерных знаний и умелого применения их в производственных условиях.

3.3 Автоматический контроль и регулирование

В этом разделе отчета по практике разрабатываются и освещаются следующие вопросы:

1) роль автоматизации производственных процессов в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Характеристика разрабатываемого технологического процесса с точки зрения автоматизации;

2) выбор и обоснование основных технологических параметров подлежащих контролю и регулированию. Выбор регулирующих воздействий;

3) выбор средств автоматизации (датчиков, вторичных, регистрирующих или показывающих приборов и исполнительных устройств);

4) функциональные схемы автоматизации данной технологической установки. Схема автоматизации совмещается с технологической схемой установки.

Для выполнения этого раздела студенту во время прохождения практики необходимо изучить технологическую схему установки, конкретные технологические параметры процесса, обеспечивающие заданную производительность и качество получаемой продукции, критические значения технологических параметров, вызывающие аварийную ситуацию. Ознакомиться с основными принципами контроля и регулирования расхода, качества и температуры потоков давления в аппаратах и уровня фаз в них.

Студенту необходимо также ознакомиться со средствами контроля и регулирования (датчики, преобразователи, вторичные приборы, регулирующие клапаны и др.), применяемыми на установке, а также выяснить место их расположения. Собранный на установке материал по автоматизации и регулированию процессов рекомендуется обобщить в виде сводной таблицы, где указывается тип прибора, место его установки и технические характеристики.

При выполнении дипломных проектов (курсовых проектов) по реконструкции действующих производств студентам необходимо проконсультироваться в службах «Контрольно-измерительных приборов и автоматизации" заводов (предприятий) о наличии и доступности тех или иных средств контроля, регулирования и автоматизации.

3.4 Безопасность жизнедеятельности и экология

Разработка раздела "Безопасность жизнедеятельности и экология " ставит своей целью углубление и обобщение знаний в области охраны труда и применение их при решении инженерных задач.

В период производственной практики студент должен собрать практический материал, позволяющий обеспечить безопасную работу на установке. Данный материал можно использовать в ходе дипломного (курсового) проектирования при разработке технологического процесса, выборе оборудования и средств автоматизации. Необходимо также ознакомиться с мероприятиями, направленными на охрану окружающей среды.

Студенту необходимо ознакомиться с характеристикой производства с точки зрения имеющихся опасностей и вредностей.

По пожароопасности необходимо собрать сведения о применяемых на установке веществах по классу их воспламеняемости (ВЖ, ЛВЖ и т.д.); по тепловым свойствам веществ (температуры вспышки, воспламенения и самовоспламенения); пределам их взрываемости, а также ознакомиться со средствами тушения пожара (огнетушители, специальные установки водяного, водопенного, газового или порошкового тушения) и сигнализации о пожаре (пожарные сигнализаторы, датчики-извещатели и т.д.).

По электробезопасности необходимы данные о классификации производственных помещений по взрыво- и пожароопасности при применении электрооборудования, а также о категории и группе взрывоопасных смесей паров и газов, используемых в данных помещениях. Для каждого помещения необходимы следующие сведения:

- категория производства;

- класс помещения по степени пожароопасности;

- характеристика помещения по степени поражения электрическим током;

- категория взрывоопасности смеси;

- группа взрывоопасной смеси.

Необходимо также собрать сведения о защитных устройствах, используемых в помещениях для защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током, а также объектов и оборудования от статического электричества и разрядов молнии.

По производственной санитарии и гигиене труда необходимы данные по санитарной классификации объекта, допустимые метеоусловия рабочей зоны (температура, относительная влажность), освещенность, вентиляция, шумы, вибрации и т.д.

Студенту необходимо собрать сведения об источниках и характеристике выбросов, загрязняющих атмосферу, водный бассейн, о способах очистки и обезвреживания промышленных стоков, газообразных выбросов, твердых и жидких промышленных отходов; о путях утилизации отходов производства.

3.5 Организационно-экономическая часть

Эта часть практики является завершающей и в ней производится обоснование принятых на установке решений. Для студентов технологических специальностей, как правило, выдаются темы дипломных (курсовых) проектов, направленные на решение одной из следующих проблем:

1) проект по организации новых производств;

2) проект по реконструкции действующих производств;

3) проект новых мощностей по известной технологии.

Для оценки экономической эффективности изучаемого процесса во время учебной практики студенту необходимо собрать следующий материал:

1) число суток работы установки за прошедшие два-три года;

2) отчет о переработке нефти или нефтепродукта на установке за прошедший год;

3) оптовые цены на сырье, реагенты и продукты, получаемые на установке;

4) штатное расписание;

5) тарифные ставки, оклады рабочих и ИТР;

6) плановая и фактическая калькуляция себестоимости продукции на установке за прошедший год;

7) стоимость основных фондов.

На основании вышеуказанных данных студент может произвести следующие расчеты:

1) производственной мощности и производственной программы;

2) баланса рабочего времена и фонда заработной платы;

3) капитальных затрат и стоимости основных фондов;

4) себестоимости продукции;

5) основных технико-экономических показателей;

6) экономической эффективности процесса.

В некоторых случаях организационно-экономическая часть проекта может быть посвящена оценке экономической эффективности мероприятий, заложенных не в технологической части проекта (особенно в тех случаях, когда он посвящен проектированию новых мощностей по известной технологии), а оценке экономической эффективности разработок, выполненных в других частях проекта. Однако в любом случае уже до начала учебной практики студент должен иметь ясное представление о технико-экономической и социальной значимости предлагаемых в проекте мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: