Право войны и военная необходимость

Роль вооруженных сил изменилась. Фактически, их основная функция состоит в том, чтобы предотвращать возникновение войны путем сдерживания. Если война все-таки начинается, их долг - удерживать конфликт под контролем и попытаться предотвратить его эскалацию. Ни один вооруженный конфликт не может носить гуманитарный характер. В лучшем случае вооруженный конфликт можно вести рационально, то есть профессионально, соблюдая тактические принципы в рамках права войны. Соблюдение права войны и его норм это не просто требование здравого смысла, но главное из имеющихся у военных командиров средств предотвратить хаос.

Право войны не требует от военного командира соблюдения норм, которые он не может выполнить. Оно требует от него выполнять поставленную перед ним задачу, взвесив все военные и гуманитарные факторы, существующие на момент принятия решения. Требования, диктуемые военной необходимостью, должны выполняться с учетом их соразмерности тому непосредственному военному преимуществу, которое ожидается получить от планируемой операции.

Военная необходимость и требования гуманитарного характера в отношении жертв войны часто являются разнонаправленными силами, каждая из которых сдерживает действие другой.

С одной стороны, есть требование победить и естественная тенденция использовать все средства для достижения победы; с другой стороны, - осознание ценности человеческой жизни, понимание того, что пытки бесчеловечны и что война это ненормальное положение вещей и ведется она не с целью уничтожения цивилизации, а с целью достижения более прочного мира. Скептики полагают, что война по своей природе находится вне сферы контроля со стороны закона. Она представляет собой поражение закона. Несмотря на это мнение существует веский естественный довод собственной заинтересованности в соблюдении гуманитарных норм: угроза репрессалий. Более того, не проходящая в течение долгого времени после окончания военных действий горечь, вызванная жестокостью, может стать аргументом в пользу сдержанности воюющих сторон. Часто победитель заинтересован в проявлении милосердия в той же степени, что и побежденный.

Право войны и тактика

Право вооруженных конфликтов не является препятствием для эффективности военных действий. Право войны и тактические принципы совместимы. Тактические принципы позволяют командиру выделить основное. Поскольку война представляет собой сложное явление, в котором взаимодействует множество факторов, и поскольку право войны стало сложным сводом правил (около 800) и командир не может знать их все, мы должны сделать его простым. Простота необходима, потому что командир должен быть способен анализировать, организовывать, планировать и иногда одновременно руководить проходящей военной операцией в обстановке хаоса. Вот почему тактические принципы сосредоточены на основном, вот почему процесс принятия решения должен стать рутинным, вот почему право войны должно быть сведено к жесткому минимуму.

Сущность права войны можно выразить в трех фразах:

1. Веди боевые действия только против военных объектов;

2. Щади находящихся под защитой лиц и объекты, которые не вносят вклада в военные усилия;

3. Не применяй силы больше той, которая необходима для выполнения твоей боевой задачи.

Правильно применяемая тактика и право войны могут быть направлены на достижение одной цели. Право войны препятствует чрезмерности. Оно ослабляет потенциал противника до тех пор, пока он не уступит или не сдастся. Аналогичным образом тактическое искусство преследует ту же цель. Тактические принципы диктуют командиру, каким образом использовать имеющиеся в его распоряжении средства для поражения противника, не подвергая риску свои силы.

 Выводы

Международное гуманитарное право является ветвью между­народного права. Это право регулирует отношения между членами международного сообщества, а именно государствами. Международ­ное право имеет наднациональный характер, и его основные положе­ния обязательны для выполнения всеми странами. Его цели - сохра­нение мира, защита людей на основе справедливости и содействие социальному прогрессу в условиях свободы.

Международное гуманитарное право, которое называется также правом вооруженных конфликтов, а ранее было известно под названием право воины (jus in bello) - является особым разделом права, действующем в условиях вооруженных конфликтов, то есть в условиях войны.

Тема 2. Предмет и содержание МГП

Предмет МГП

Предметом международного гуманитарного права, как и других юридических отраслевых дисциплин являются общественные отношения, требующие правового регулирования и поддающиеся такому регулированию. Для МГП – это отношения воюющих государств, противоборствующих армий и других вооруженных сил, а также иные отношения, связанные с проблемами предотвращения агрессии и в конечном итоге, разрешения всех возникающих конфликтов только мирными средствами. Международное гуманитарное право, как право гуманного поведения в процессе ведения войны – явление временное и преходящее, существующее только до тех пор, пока война остается явлением допустимым и реально существующим.

Международное гуманитарное право (МГП) является разделом публичного международного права, применяемым к ситуациям вооруженных конфликтов. Оно было разработано с целью обеспечения уважения к человеку, насколько это возможно с учетом требований военной необходимости и необходимости поддержания общественного порядка, а также в целях смягчения последствий военных действий,

Международное гуманитарное право имеет два раздела: Женевское право и Гаагское право.

По существу, "право женевского типа" рассматривает вопросы защиты жертв войны, как гражданских лиц, так и лиц из состава вооруженных сил, на суше и на море. Право женевского типа защищает всех лиц, вышедших из строя: раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных.

С другой стороны, "право гаагского типа" в большей степени касается регулирования средств и методов ведения боевых действий, особое внимание уделяя проведению военных операций. Право гаагского типа, таким образом, является чрезвычайно важным для военных командиров сухопутных, морских и воздушных сил.

Однако осталась небольшая проблема: как уже упоминалось, Женевское право развивалось с течением времени, тогда как Гаагское право существовало без изменений с 1907 года. Нормы, установленные в Гаагских конвенциях тем не менее имели фундаментальное значение, и было важно, что бы они не утратили своей актуальности. МККК, таким образом, сочло необходимым включить их в проект Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 года, что нашло полное одобрение представителей правительств на Дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, которая проходила в Женеве в период с 1974 по 1977 год.

Третьим типом права является так называемое "смешанное право". Смешанное право содержит положения, касающиеся защиты жертв войны и положения, больше касающиеся вопросов ведения боя. Данное "слияние" прав женевского и гаагского типа в основном можно найти в двух Дополнительных протоколах 1977 года к четырем Женевским конвенциям 1949 года.

Женевское право

Целью "Женевского права" является защита жертв вооруженных конфликтов: военнослужащих, которые вышли из строя - раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных; гражданское население и вообще всех лиц, которые не принимают или более не принимают участия в военных действиях.

Четыре Женевские конвенции от 12 августа 1949 года представляют собой свод этих норм защиты. Сегодня, при наличии 188 государств-участников, они являются универсальными договорами. Данное конвенции были расширены и дополнены двумя Дополнительными протоколами от 10 июня 1977 года (Протокол I касается вооруженных конфликтов международного характера, Протокол II относится к вооруженным конфликтам немеждународного характера), ратифицированными на 31 марта 1997 года, соответственно, 147 и 139 государствами.

Женевское право и Красный Крест имеют общее происхождение. Вечером после кровавой битвы при Сольферино (Италия) в 1859 г. у Анри Дюнана, который был в ужасе от страданий беспомощно лежащих раненых, умирающих в отсутствии какой-либо медицинской помощи, возникла идея создания как Красного Креста, так и международного гуманитарного права. Его идеи, нашедшие выражение в его знаменитой книге "Воспоминание о битве при Сольферино", встретили положительный отклик в Европе и особенно в его стране, Швейцарии, и были воплощены в жизнь. Кратко их можно изложить следующим образом:

1. Создание в мирное время обществ, способных оказывать помощь раненым солдатам в период конфликта, восполняя, в качестве вспомогательного персонала, недостатки медицинских служб вооруженных сил. Эти общества помощи стали впоследствии Национальными обществами Красного Креста.

2. Создание "Международного Комитета помощи раненым", нейтральной благотворительной организации для оказания помощи в период вооруженных конфликтов. Этот Комитет, созданный в Женеве в 1863 году Анри Дюнаном и четырьмя гражданами этого города (г-ном Муанье, генералом Дюфуром, доктором Аппиа и доктором Монуаром), стал впоследствии Международным Комитетом Красного Креста (МККК).

3. Созыв по инициативе правительства Швейцарии Дипломатической конференции, в которой приняли участие 16 стран и которая в 1864 году приняла "Конвенцию об улучшении участи раненых в действующих армиях". Данная конвенция заложила краеугольный камень современного международного гуманитарного права: раненым или больным из личного состава вооруженных сил должна оказываться помощь и предоставляться уход без какого-либо неблагоприятного различия, независимо от того, к какой стороне они принадлежат. Медицинский персонал, медицинские учреждения и имущество должны пользовался уважением. Они должны быть обозначены защитной эмблемой - красным крестом на белом фоне. Медицинская деятельность в период конфликта носит нейтральный характер и не является выражением поддержки той или иной из воюющих сторон.

Международное гуманитарное право развивалось в несколько этапов, начиная с 1864 года. Круг лиц, пользующихся правовой защитой, расширился в результате того сурового опыта, который, как и битва при Сольферино, выявил недостаточность защиты, предоставляемой жертвам: в 1899 и 1906 гг. она распространилась и на потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил. В 1929 году она включила в себя и военнопленных, которые уже находились под покровительством обычного права и Гаагских конвенций.

В 1949 году, по окончании второй мировой войны, существовавшие Конвенции были пересмотрены и дополнены в форме первой, второй и третьей Конвенций. В четверток конвенции покровительство международного гуманитарного права распространилось на новую и очень важную категорию жертв, а именно, на гражданских лиц, хотя гражданские лица на оккупированной территории уже упоминались в Гаагской конвенции 1907 года (IV Гаагская конвенция).

Женевские конвенции перенесли вопросы морального и гуманитарного характера в международную систему права. Они воплощают идеал Красного Креста. МККК является их вдохновителем и пропагандистом. Кроме того, именно эти конвенции устанавливают правовую основу гуманитарного мандата МККК по защите и оказанию помощи. МККК представляет собой нейтральную неправительственную организацию, членами которой являются лишь граждане Швейцарии. В качестве нейтрального посредника, он содействует применению международного гуманитарного права, оказывая медицинскую помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, стремясь улучшить условия содержания военнопленных, занимаясь розыском пропавших без вести лиц и передавая письма членов семей друг другу (семейные послания). В случае необходимости, МККК также проводит операции по оказанию помощи гражданскому населению, организуя поставки одежды, продовольствия и медикаментов.

Гаагское право

"Гаагское право" определяет права и обязанности воюющих сторон при ведении военных операций и ограничивает средства нанесения ущерба врагу. Эти правила содержатся в Гаагских конвенциях 1899 года, пересмотренных в 1907 году, а с 1977 года - в Дополнительных протоколах к Женевским конвенциям, а также в различных договорах по запрещению и регламентированию применения оружия. Хотя некоторые из этих документов утратили свою юридическую значимость, нормы, касающиеся ведения боевых действий, по-прежнему действительны. В период вооруженного конфликта, целью каждой из сторон является достижение решающего преимущества путем ослабления военного потенциала противника. Но средства нанесения ущерба врагу не являются неограниченными, и всякое использование силы, которое влечет за собой чрезмерные по отношению к военному преимуществу операции страдания или разрушения, запрещено. Законы войны сформулированы с учетом военных требований, но именно соображения гуманитарного характера вызвали их к жизни, так как неразрешенные гуманитарные проблемы часто являются причиной конфликта.

Гаагские конвенции принимались на двух следующих друг за другом Международных мирных конференциях, которые состоялись в Гааге в 1899 и 1907 гг. На первой конференция было принято шесть конвенций и деклараций, на второй - четырнадцать, их в целом можно разделить на три категории:

а) К первой категории относятся конвенции, цель которых - избежать войны, насколько это возможно, или, по крайней мере, установить очень строгие условия до начала боевых действий.

Примерами конвенций, входящих в данную категорию являются: (i)  Конвенция о мирном разрешении международных споров;

(и) Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам;

(ш) Конвенция об открытии военных действий.

Данная категория в наше время полностью устарела. Эти конвенции являются отражением того времени, когда прибегнуть к войне еще не считалось незаконным, тогда как сейчас ситуация полностью изменилась с принятием Устава ООН, запрещающего прибегать к войне в любых случаях, за исключением самообороны. Сегодня нет смысла говорить о том, что военные действия не могут быть начаты без предупреждения. Согласно Уставу их нельзя начинать вообще.

б) Ко второй категории юридических документов, принятых в Гааге, относятся соглашения, конкретно предусматривающие защиту жертв войны, а именно: ПРАВОВОЙ БАЗИС: ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО                                                                          91

(i) Конвенция (Ш) о применении начал Женевской конвенции от 22 августа 1864 годи к морской войне (1899 г.);

(и) отдел П Положения, являющегося приложением к "Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны", принятой в 1899 г. и замененной на подобную конвенцию в 1907 г. Уже в главе II отдела I данного Положения говорилось о военнопленных.

(Ш) Гаагская конвенция IV от 18 октября 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны, которая заменила предыдущую Гаагскую конвенцию II 1899 года.

Положение жертв (т.е. раненых, больных и потерпевших кораблекрушение, а также военнопленных), защита которых устанавливается во второй категории документов в дальнейшем более широко и подробно рассматривается в Женевских конвенциях, которые пришли на смену Гаагским и постепенно сделали их менее актуальными, как и документы в первой категории, хотя отдельные важные главы Гаагских конвенций, например, касающиеся военной оккупации, обращения с лазутчиками и парламентерами по-прежнему сохраняют свою актуальность.

в) Третью и последнюю категорию составляют конвенции, устанавливающие несколько основных правил ведения боевых действий.

Эта третья категория по-прежнему представляет сегодня особый интерес для военных. Можно даже сказать, что эти правила, являясь единственными сохранившими свою силу и применимость представляют собой практически все, что осталось от Гаагских конвенций в представлении многих юристов-международников.

Основные нормы в последней категории, наиболее важные для нас сегодня, содержатся в Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (IV), принятой в 1899 г. и пересмотренной в 1907 г., особенно в отделе II прилагаемого к ней Положения. Этот отдел, озаглавленный "О военных действиях", устанавливает некоторые из наиболее важных принципов права войны, которые в 1977 году были включены в часть Ш Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 года. Наиболее важными являются основополагающие статьи, в соответствии с которыми "право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным"; запрещается: использование ядов и отравленного оружия; вероломство; убивать или наносить ранения противнику, который, сложив оружие и не имея более средств защищаться, сдается в плен; заявлять о том, что никому не будет дано' пощады; использовать оружие, снаряды, материалы, которые способны причинить излишние страдания; незаконно пользоваться флагом парламентера, национальным флагом или военными знаками различия и форменной одеждой противника, или отличительными знаками Женевской конвенции (в единственном числе, так как в 1907 году существовала лишь одна Конвенция, принятая в 1906 году). Необходимо также упомянуть о нормах, запрещающих разграбление, и главу, посвященную лазутчикам и флагам парламентера.

Данные элементарные правила хорошо известны. Этому есть двоякое объяснение: во-первых, большинство из них были включены в Дополнительный протокол I и получили там дальнейшее развитие, во-вторых, их существование в течение длительного времени и их фундаментальное значение сделали эти нормы частью обычного международного права. Тем не менее, Гаагские конвенции применимы лишь в очень ограниченном ряде случаев. Политическая карта мира полностью изменилась с 1907 года. Многие государства, которые были участниками данных конвенций, просто перестали существовать. Наряду с этим, другие вновь сформировавшиеся государства не утруждали себя тем, чтобы ратифицировать их, считая, что эти нормы являются частью обычного международного права. По этой причине сегодня практически невозможно сказать, какие из государств являются или считают себя формально связанными обязательствами по Гаагским конвенциям. Более того, данные Конвенции обычно применялись, только в случаях если все стороны в конфликте формально были связаны обязательствами в соответствии с этими документами. Следовательно, если государство, не имеющее таких обязательств по Конвенции, вступало в конфликт, уже ни одна из сторон не могла их соблюдать. В наши дни это правило, называемое "clausula si omnes" больше не применяется. В то же время нормы Гаагского права стали частью обычного международного права или содержатся в Дополнительных протоколах к Женевским конвенциям.

Коротко говоря, Гаагские конвенции представляют интерес с той точки зрения, что в них содержатся наиболее важные общие принципы того, что все чаще называется "правом вооруженного конфликта". Эти общие принципы, приобретя силу обычного международного права и признаваемые как таковые, применимы ко всем государствам. Данная техническая деталь имеет сейчас огромное значение, так как государства, не участвующие в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 года, обязаны выполнять те первоначальные нормы, которые содержатся в ранних Гаагских конвенциях. Более того, многие из резолюций Генеральной Ассамблеи ООН в отношении "уважения прав человека в период вооруженных конфликтов" ссылались на Гаагские конвенции, как на все еще применяемые документы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: