Шкала оценка сформированности базовых коммуникативных навыков студента-медика (опыт Англии)

Обсудите психологическую природу требований, предъявляемых студентам младших курсов в английской медицинской школе.

Отметьте «галочкой» клетку по каждому пункту, которая наиболее близко передает степень согласия с утверждением по каждому из пунктов по краям шкалы. Если не имеется достаточной информации для того, чтобы поставить оценку – поставьте в отдельной клетке знак Х

Недостаток информации

Степень согласия

Студент концентрируется на записях, компьютере или еще на чем-либо, помимо пациента и избегает его взглядом ? ????? Контакт взглядом студента и пациента большую часть времени
Студент расслаблен, терпелив в отношении особенностей поведения пациента ? ????? Студент напряжен / нетерпелив / возбужден / груб / неудобен / выходит из себя / имеет привычки, вызывающие раздражение
Студент холоден / отстранен / испуган / недружественен / резок / саркастичен ? ????? Студент улыбается / теп­лый / дружественный / вежливый / дотрагивается до больного, когда это уместно.
Студент «давит» / покровительственен / говорит «судеб­ным» тоном / морализирует / напыщен, снисходителен ? ????? Студент скромен / доступен / гибок / об­ходится с пациентом как с равным
Студент теряет время ? ????? Студент использует время эффективно
Студент отвечает на вопросы ? ????? Студент игнорирует вопросы и уходит от ответов  
Студент учитывает семейную историю и окружение пациента ? ????? Студент учитывает (вникает в...) семейную историю и окружение пациента
Студент неделикатен, невежлив, груб ? ????? Студент вежлив, деликатен, обходителен.
У больного нет возможности для обсуждения его проблем ? ????? Студент дает пациенту возможность обсудить свои проблемы
Студент ободряет, вдохновляет, решителен, внушает доверие ? ????? Студент не вдохновляет к доверию, нерешителен, слишком самоуверен
Студент хорошо (в понимании пациента) оканчивает консультацию ? ????? Окончание консультации делается грубо / затянуто / резко. Пациент не все понимает, что делать
Студент изучает мысли / сужде­ния / ожидания / пациента ? ????? Студент игнорирует мысли / суждения / ожидания пациента, не выясняет причины для консультации
Студент хорошо «чувствует» и «понимает» пациента ? ????? Студент невнимателен к переживаниям пациента / теряет / упрощает мысли и чувства пациента
Студент пользуется неподходящим языком / медицинским жаргоном / за­валивает пациента информацией ? ????? Пациент понимает студента
Студент слушает пациента / выглядит заинтересованным ? ????? Студент игнорирует пациента / говорит слишком много / бесцеремонен / надменен / не за­интересован / испытывает скуку
Студент дает время пациенту ? ????? Консультация поспешная, напряженная
Характер консультации позволяет пациенту быть расслабленным / чувствовать себя свободно, насколько это возможно ? ????? Пациенту причиняются ненужные неудобства / он был смущен / неудовлетворен в ходе консультации
Студент смущен / противоречив / неорганизован / неумел / дрожит ? ????? Консультация логична и хорошо организована
Студент перебивает пациента без необходимости ? ????? Студент НЕ перебивает пациента без необходимости

 

Cox, J. and Mallholland, H. (1993). An instrument for the assessment of videotapes of general practitioners performance. British Medical Jornal. 306, 1043-1046 (Цит. по «Врач-пациент», С. 44-45, модифицировано)

2. Принципы и методика врачебного расспроса (опыт США, по руководству «Диагностика и лечение тревожных расстройств»)

Раскройте психологический смысл приведенных ниже требований к врачебному расспросу в одном из американских руководств

УДЕЛЯЙТЕ ВРЕМЯ

Найдите время, чтобы выслушать всю историю больного. Поставьте точный диагноз либо за время одного исчерпывающего осмотра, либо за несколько визитов, каждый из которых был посвящен разным аспектам имеющегося заболевания.

СТРУКТУРИРУЙТЕ БЕСЕДУ

Предоставьте пациенту достаточно времени для изложения истории болезни, а самому – для выработки полной программы действий; согласуйте приоритеты и сосредоточьтесь на них.

ПРИ КАЖДОМ ВИЗИТЕ ЗАТРАГИВАЙТЕ ЛИШЬ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ

Не пытайтесь ответить на все вопросы больного, развеять все его опасения или от­реагировать на все жалобы и предложения за одно посещение.

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЭФФЕКТИВНЫМИ МЕТОДАМИ БЕСЕДЫ

Используйте открытые вопросы, активно слушайте, подытоживайте и проверяйте (переспрашивайте).

ПОКАЗЫВАЙТЕ ВАШУ ГОТОВНОСТЬ ВЫСЛУШАТЬ: устанавливая контакт глазами, соблюдая необходимую дистанцию и позу, а также сочувствуя больному.

СОГЛАСОВЫВАЙТЕ ПРОГРАММУ КАЖДОГО ПОСЕЩЕНИЯ, но оставайтесь гибкими и открытыми для новых вопросов. Пусть ваше поэтапное обследование и лечебные мероприятия будут упорядоченными и плодотворными. Рассмотрите возможность письменного согласия больного на сложные программы обследования и лечения.

УДЕРЖИВАЙТЕСЬ ВО ВРЕМЕННЫХ РАМКАХ, пунктуально заканчивая каждый визит. Тщательно завершайте рассмотрение каждого важного вопроса, подытоживая главные пункты каждой беседы.

СОСРЕДОТАЧИВАЙТЕСЬ НА ВЕДУЩИХ СИМПТОМАХ И ВЕДИТЕ АККУРАТНЫЕ ЗАПИСИ

Отмечайте частоту возникновения и выраженность жалоб, а также связанную с ними степень потери трудоспособности. Хорошие записи облегчают успешную терапию.

ДЕТАЛЬНО РАССМАТРИВАЙТЕ НЕЛЕКАРСТВЕННЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА, КОТОРЫМ ПОДВЕРГАЕТСЯ БОЛЬНОЙ

Отмечайте как, когда и с каким эффектом больной следует данным ему указаниям. Интересуйтесь положительными и отрицательными эффектами. Согласовывайте компромиссы.

ПОСТОЯННО ПРОСВЕЩАЙТЕ ПАЦИЕНТА

Как можно чаще рассказывайте о важнейших аспектах терапии и снабжайте больного популярной медицинской литературой.

3. Психотехнический тренинг. (Цит. по «Методические указания к практическим занятиям по общей и медицинской психологии….)

Игровая ситуация: Вы – врач поликлиники. Вам необходимо убедить больную Петрову

(52 года, вес 107 кг., ожирение II ст., гипертоническая болезнь IIА-IIБ ст., одновременно постоянно принимает 5-6 препаратов) заменить лекарственную терапию естественными методами оздоровления: закаливание, рациональное питание, движение.

Задания экспертам

I группа оценивает:

а) умение правильно определить ведущую сенсорную систему пациента;

б) умение построить беседу в зависимости от уровня интеллекта пациента и его осведомленности в медицинских вопросах;

в) технику аргументирования;

г) результативность диалога;

II группа оценивает невербальное поведение врача:

а) позу, мимику, жесты, взгляд, интонации при установлении психологического контакта с больным;

б) умение установить психологический контакт с больным.

Роли для больной:

а) уверенная в себе, читает журналы по проблемам здорового образа жизни, благодаря чему в курсе фармаколо­гических новинок, слепо верит в их силу и к советам врача относится скептически;

б) с пониженной самооценкой: «Жизнь прошла, незачем что-либо менять, и так до­живу».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: