1.Вспомните и напишите примеры пациентов. Как они вели себя в ЛПУ, и чем закончилось общение в ними.
2.Работая в мини-группах, выделите 5-7 категорий пациентов, часто встречающихся Вам и опишите особенности их поведения.
3. Тренинг социальной чувствительности «Шестое чувство»
4. Дискуссия «Пространства. Доверительные отношения».
5. Диагностика зрелости межличностных отношений – «Опросник самораскрытия»
Актуальность темы: определяется тем, что предстоящая студентам-медикам лечебная работа должна вобрать в себя проблемы общения с пациентами различного профиля, психологи организации собственно лечебного процесса, разнообразных реабилитационных программ, направленных, в конечном счете, на реадаптацию человека к общественной жизни.
1.Задание Вспомните и опишите ситуации, когда Вы были довольны лечащим врачом, а когда возмущались и негодовали.
Что Вам нравилось?
По поводу чего Вы возмущались?
Что Вы при этом чувствовали?
Обсудите результаты.
ПОНРАВИЛОСЬ | НЕ ПОНРАВИЛОСЬ |
ГДЕ | |
ЧТО | |
Что я думал и чувствовал, когда мне понравилось на приеме у врача? | Что я думал и чувствовал, когда мне не понравилось на приеме у врача? |
2.Задание Выберите из предложенных факторов - социально-психологической «природы» успешности / неуспешности влияющих на взаимодействия «врач-больной»:
- решающая роль социального окружения пациента в этиопатогенезе заболеваний и социально-психологических факторах непосредственно влияющих на процесс лечения;
- социально-психологическая атмосфера, сопровождающая процесс лечения пациента в стационаре;
- личную готовность врача к открытым доверительным отношениям.
Применив принцип развития к анализу ситуации встречи и диалога «врач – пациент», мы можем следующим образом описать этапы этого взаимодействия (на базе модели Pendlton’а, 1983).
При анализе структуры таблицы «по вертикали» мы можем выделить:
- этап «пред-истории» (который можно условно обозначить как «факторы личности», прежде всего, в широком социально-психологическом аспекте);
- этап «актуального взаимодействия» – обозначаемый как «факторы процесса»
- и, пролонгация ситуации «в будущее» – «варианты результата».
3.Задание
Попытайтесь систематизировать, классифицировать, обобщить факторы, сопровождающие непосредственные болезненные переживания пациента (по материалам современных разработок) и предложить способы их нейтрализации, сведения к минимуму. При необходимости число факторов можно расширить (в этом случае – аргументируйте).
Табл. 1.3. Основные социально-психологические факторы, окружающие пациента в ходе лечения в стационаре
q квалификация персонала | q отсутствие информации о ходе заболевания | q уменьшение жизненного пространства | q изоляция от привычного окружения | q готовность помочь со стороны персонала |
q лечение, направленное только на болезнь | q аторитаризм персонала | q конфликт врача с мнением узких специалистов | q усталость и психическое состояние персонала | q исключительная объективизация |
q непонимание происходящего во время обходов | q подарки и взятки (их необходимость или отсутствие необходимости) | пациент | q дружеское, понимающее отношение персонала | q социальная дистанция, чужой «язык» |
q близкое соседство и сопереживание болезни и смерти | q посещение и советы семьи и друзей | q «медицинская скотома» – вос-приятие симптома, а не человека | q психологичес-кая готовность персонала помочь | q диагностические и терапевтические вмешательства |
q уделяемое персоналом время для пациента | q сбор анамнеза и предварительные исследования | q низшая позиция пациента в клинической иерархии | q предписания, необходимость строго им следовать | q готовность персонала все как следует объяснить |
4 Задание. Требования к основам профессионального взаимодействия на приеме у врача
Ознакомьтесь с требованиями в части общения врача, предъявляемыми студентам медикам одного из английских вузов. Проверьте, насколько вы готовы получить высшую оценку.