Почему ВВП не поддается ускорению

Прочитайте отрывок из статьи Н. Петровой и ответьте на вопросы.

«...Российская экономика может расти на 3% в год, даже на 4%. Только вряд ли будет. Макроэкономическая стабильность — условие для роста необходимое, но недостаточное. А выполнение всех остальных условий, заложенных в целевой прогноз Центра стратегических разработок, кажется фантастикой. Но они важнее, чем темпы роста ВВП.

Снижение нефтегазовой ренты до 12,3% ВВП не угроза личным доходам, пока нужные ресурсы можно найти в бюджете. В ответ на кризисы рентоориентированное общество меняет свою структуру, но не изменяет принципам: обладателям политического ресурса всегда достается больший кусок.

„Мы в этой парадигме темпов роста увязли, мне кажется: сумеем ли мы на рубеже 2019—2020 гг. выйти на темпы выше мировых? Мы должны рывок делать не просто в экономическом росте, а ставку делать на создание среды более благоприятной, чем в странах-конку- рентах”, — говорит президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

На Апрельской конференции ВШЭ он еще раз напомнил, что темпы роста ВВП — не самый удачный KPI. Потому что темпы роста могут быть следствием самых разных факторов. И эти факторы, по выражению Шохина, „могут значительно отличаться от защиты прав собственности, экономической свободы и конкуренции”.

В не самом худшем случае темпы роста ВВП ко всему перечисленному могут просто не иметь отношения. Например, в 2000—2008 гг. от трети до половины роста ВВП (в среднем 6,5% в год), по оценке Экономической экспертной группы, было обеспечено ростом цен на нефть с 28 до 98 дол. за баррель. А пересмотр оценок динамики ВВП в 2015 г. с -3,7 до -2,8% был связан в числе прочего с уточнением расходов государства на оборону.

Краткосрочные темпы роста не могут быть критерием успеха. Критериями могут быть динамика частных инвестиций, диверсификация экспорта, динамика жилищного строительства, динамика бедности.

„Я постоянно привожу пример: Советский Союз второй половины 1970-х, когда темпы роста экономики два года увеличивались, а результатом оказалась 12-летняя рецессия, — напомнил ректор РАНХиГС Владимир May. — Повысить темпы роста в ближайшие пару лет вообще не проблема. Важно, что скажут об этом экономические историки через 15 лет”.

Представленный на конференции ВШЭ целевой прогноз Центра стратегических разработок (ЦСР) исходит из предположения, что в принципе у экономических историков через 15 лет будет шанс сказать о росте российской экономики что-нибудь доброе. В частности, то, к примеру, что в 2020 г. ВВП РФ вырос на 3,6%, во второй половине 2020-х рост темпами выше 4% в год, даже последовавшее в начале 2030- х замедление было не слишком существенным (темпы роста не опускались ниже 3,5%).

Рис. 2.6. Темпы роста ВВП в целевых сценариях

Будущие историки констатируют также, что внутренний спрос не смог бы поддержать подобные темпы роста экономики. Помог рост экспорта, причем одной из основных его статей постепенно стал экспорт машин и оборудования (его доля в структуре выросла с 8,3% в 2016 г. до 14% к 2025-му, в 2030-м превысила 20% и продолжала увеличиваться темпами по 2 процентных пункта в год).

На протяжении всех 2020-х инвестиции росли более чем на 6% ежегодно, а производительность труда уже к 2024 г. выросла на 30% и — будут уверены через 15 лет экономисты — к 2035 г. окажется в два раза выше, чем в 2002-м.

По сравнению с обновленным прогнозом Минэкономики, который в целевом варианте предполагает рост в 2020 г. на 3,1%, эти предположения ЦСР о желаемом будущем выглядят довольно смелыми. Но список условий достижения этого будущего обширнее.

Минэкономики в целевом сценарии говорит о росте численности занятых в экономике (в том числе благодаря улучшению здоровья населения и росту продолжительности активной жизни), о росте инвестиционной активности при более предсказуемых условиях ведения бизнеса „на макро- и микроуровне” и улучшении делового климата и налоговой системы, а также о росте качества человеческого капитала через модернизацию системы образования.

Однако, как подчеркнул глава ЦСР Алексей Кудрин, представляя доклад о перспективах роста российской экономики, любая программа реформ сегодня „должна способствовать росту доверия к государственным институтам — пока это доверие не возникнет, мы не можем говорить о том, что эта программа будет осуществляться”.

„Что-то должно быть скрепляющим элементом в экономике. Если мы меньше друг другу доверяем, наши сделки требуют дополнительного обеспечения, нам дороже стоит снижение рисков. Для России этот фактор является важнейшим. В странах, которые показывают более высокие темпы роста, доверие населения к правительству очень высокое, и межличностное доверие тоже”. Без роста доверия невозможны ни серьезный рост инвестиций, ни сокращение теневого сектора. А для этого государство как минимум должно поддерживать „обратную связь” и реагировать на проблемы „бизнеса и населения”.

Соответственно „важнейшим элементом” будущей программы ЦСР является реформа госуправления. По мнению Кудрина, „технологические возможности дают нам шанс отстроить институты, в которых будет меньше коррупции, меньше избыточного регулирования”.

Алексей Кудрин подчеркнул: „Нам нужно снижение доли государства, нужно поддерживать частную инициативу. Развитие регионов и городов требует определенного дерегулирования и децентрализации. И, конечно, внешняя политика должна быть скорректирована, поскольку, если мы говорим об экспорте высокотехнологичной продукции, обмен технологиями становится важнейшим фактором будущего роста. Мы должны поддерживать участие во всех основных соглашениях, выполнять требования международных конвенций, чтобы быть допущенными на эти рынки. Мы должны быть уважаемыми, мы должны быть дружелюбными в нашей внешней политике. Без этого мы не сможем реализовать наши планы”.

Насколько предлагаемые меры будут реализованы — большой вопрос. Правительство вроде бы готово поддерживать доверие „на макроуровне”. Об этом свидетельствует выступление на Апрельской конференции главы Минфина Антона Силуанова: „Когда встречаешься с бизнесом, бизнес говорит: „Нам нужна предсказуемость макропараметров — инфляция, курс, ставки. Нужна предсказуемость налоговой системы, действий властей по отношению к бизнесу”. В этом плане у нас как раз и разрабатываются меры. Мы снижаем зависимость бюджета от внешней конъюнктуры. Мы будем принимать меры по упрощению налоговой системы с точки зрения воздействия на добросовестных налогоплательщиков. Мы говорим об упорядочивании неналоговых платежей”.

Рис. 2.7. Количество полномочий государственных органов

ЦБ, отвечающий за уровень инфляции, свой вклад в укрепление доверия уже внес: его обещание инфляции на уровне 4%, по всей видимости, будет выполнено и перевыполнено (Минэкономики ожидает 3,8% по итогам 2017 г.). Но даже упомянутая Силуановым стабильность налоговой системы совершенно неочевидна.

„Мы прекрасно понимаем, что некоторые элементы программы перед мартом 2018 г. обнародованы не будут, — заметил Шохин. — Понятно, что перед президентскими выборами никто о повышении пенсионного возраста говорить не будет. То же самое — налоговый маневр „22/22”. Повышение НДС приведет, по оценкам Минфина, к росту инфляции на 2 процентного пункта. И это мера, которую объявлять перед выборами вряд ли захочется. Поэтому неопределенность остается”.

С тех пор как в 2003 г. правительство провело ревизию функций государства с целью сокращения избыточных в процессе административной реформы, их количество „как минимум удвоилось”. И на пленарном заседании о проблемах и решениях в сфере госуправления первый проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон признал, что, за исключением технических решений, он услышал „тот же комплекс идей, что и 15 лет назад, от а до я”...» [231.

Вопросы и задания

  • 1. Перечислите основные факторы экономического роста и проанализируйте, благодаря каким из них преимущественно происходит рост экономики России?
  • 2. Что такое политическая рента? Является ли она тормозом или локомотивом развития экономики?
  • 3. Что является необходимыми условиями для экономического развития России?
  • 4. Согласны ли вы с тем, что доверие населения к власти — один из решающих факторов успешности проводимой политики?
  • 5. Каким образом Правительство и ЦБ РФ могут повысить доверие населения к их действиям? Приведите примеры.

 

КТ 4.

Эссе на тему перспективы международного сотрудничества РФ в современных условиях

 



Вариант 9

КТ 1

Меркантилизм
Японская модель смешанной экономики

КТ 2

Теоретические вопросы

1. Бюджетная линия. Уравнение бюджетной линии. Условие равновесия потребителя

2. Рынок труда

Задача для самостоятельного решения

Цена на яблоки не изменилась, а цена на груши снизилась с 40 до 35 руб. за кг. При этом величина спроса на яблоки упала с 300 до 250 кг в день, а на груши возросла со 150 до 200 кг в день.

Определите:

1) процентное изменение цены на груши;

2) процентное изменение спроса на яблоки;

3) процентное изменение спроса на груши;

4) коэффициент перекрестной эластичности спроса на яблоки;

5) к какой категории относятся данные товары.

Практическое задание

Сопоставить базовые экономические школы в рамках исследования микроэкономических проблем

Таблица – Сравнительная характеристика экономических школ

Экономическая школа Период господства школы авторы Основная проблема исследования Методы исследования Базовые теоретические наработки
           

Выводы обязательны

КТ3

Задача для самостоятельного решения

Если увеличение располагаемого дохода на 1200 ден. ед. сопровождается увеличением потребления на 300 ден. ед., определите величину предельной склонности к потреблению

Практическое задание (кейс)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: