Направления денежно-кредитной политики в России

Прочитайте кейс и ответьте на вопросы.

«Банк России проводит денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, основанного на управлении внутренним спросом. Поэтапный переход к нему начался после кризиса 2008—2009 гг. и был завершен в конце 2014 г. При данном подходе основным каналом влияния ЦБ РФ на денежно-кредитные условия в экономике и в конечном счете на инфляцию становятся процентные ставки. Изменяя ключевую ставку, Банк России воздействует на краткосрочные ставки денежного рынка, а через них — на весь спектр процентных ставок в финансовом секторе экономики по всей длине кривой доходности (от процентных ставок по рыночным облигациям до ставок по депозитам и кредитам банков). Повышение процентных ставок при прочих равных условиях стимулирует сбережения, ослабляет кредитную активность, ограничивая, таким образом, спрос на товары и услуги и сдерживая инфляционное давление. Снижение процентных ставок действует в обратном направлении: оказывает стимулирующее влияние на внутренний спрос, создавая мотивацию к сокращению сбережений и повышая доступность кредита. Таким образом, воздействуя через процентные ставки на спрос на товары и услуги, ЦБ РФ оказывает влияние на темпы роста цен в экономике. Повышение или снижение процентных ставок также и под воздействием других факторов оказывает влияние, в первую очередь, на цены импортных товаров и через них на инфляцию в целом. Косвенный эффект динамики валютного курса связан с изменением ценовой привлекательности отечественной продукции относительно импортной, которое приводит к изменению спроса и цен на эти группы товаров. Чувствительность инфляции к изменениям валютного курса зависит не только от доли импорта в потребительской корзине, но и от характера инфляционных ожиданий, а также доверия общества к проводимой денежно-кредитной политике. Если ЦБ РФ последовательно обеспечивает ценовую стабильность, то укрепляется уверенность домашних хозяйств и бизнеса в сохранении низкой инфляции. Участники экономических отношений становятся менее чувствительными к действию проинфляционных факторов, а также курсовой динамике. В обществе формируется уверенность, что ЦБ РФ не допустит существенных колебаний потребительских цен или их продолжительного и устойчивого роста. В такой ситуации инфляционные ожидания остаются стабильно низкими и при этом чутко реагируют не только на действия, но и заявления ЦБ РФ. В этих условиях большое значение приобретают информационная открытость Банка России, разъяснение им широкой общественности целей и ожидаемых результатов денежно- кредитной политики, публикация оценок текущей ситуации и прогноза. Это позволяет повысить прозрачность и предсказуемость проводимой политики, тем самым снижая степень экономической неопределенности, и вносит вклад в укрепление доверия к Банку России. Стратегия таргетирования инфляции в наибольшей степени подходит для России на современном этапе, особенно в условиях неблагоприятной и изменчивой конъюнктуры мировых рынков, ограниченного доступа российской экономики к внешнему финансированию. В рамках данного подхода ЦБ РФ нацелен на обеспечение внутренней экономической стабильности, в первую очередь, стабильности цен и предсказуемости изменения процентных ставок. Такая модель денежно-кредитной политики в наибольшей степени соответствует задаче создания благоприятных внутренних условий для развития экономики.

Применяемый с конца 2014 г. режим плавающего валютного курса позволяет не только сохранить валютные резервы, но и формирует стимулы к правильной реакции всех участников экономических отношений на изменение внешних условий, обеспечивая оптимальную подстройку к ним экономики. Таким образом, плавающий валютный курс защищает экономическую систему от накопления дисбалансов, в том числе избыточного наращивания внешнего долга, и делает ее более устойчивой в долгосрочном плане к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры. Попытки регулирования валютного курса в условиях внешних шоков, напротив, заканчивались финансовыми и экономическими кризисами, что подтверждает опыт России и других стран.

Значительные изменения валютного курса в ответ на динамику мировых товарных рынков связаны с сильной сырьевой ориентацией экономики и, безусловно, негативно влияют как на реальный сектор, так и на инфляцию. Однако эти курсовые колебания не связаны непосредственно с использованием режима таргетирования инфляции, а вызваны резким ухудшением внешних условий для российской экономики при ее сохраняющихся структурных проблемах. Вследствие колебаний цен на мировых товарных рынках резкие и болезненные перепады испытывают не только валютный курс и цены, но и темпы экономического роста, уровень жизни населения в сырьевой, слабо диверсифицированной экономике. Долговременная стабилизация валютного курса, снижение его реакции на изменения внешних условий, при которых он будет подвержен лишь небольшим колебаниям, а также уменьшение влияния валютного курса на инфляцию, настроения и ожидания населения и бизнеса, состояние экономики в целом станут по-настоящему возможны только после преодоления ее сырьевой зависимости.

Воздействуя через процентные ставки на спрос и инфляцию, ЦБ РФ неизбежно влияет и на экономическую активность. Эффективность влияния денежно-кредитной политики на инфляцию, а также степень, в которой меры по снижению инфляции будут отражаться на деловой активности, зависит от того, насколько чувствительна реакция экономической системы на изменение ключевой ставки ЦБ РФ, т.е. от того, насколько хорошо работает трансмиссионный механизм денежно- кредитной политики. Это определяется множеством разнообразных факторов на уровне как финансового, так и реального сектора, а также особенностями макроэкономической политики в целом.

Четкость передачи сигнала от ключевой ставки к финансовой сфере и его влияние на деятельность предприятий и домашних хозяйств во многом зависят от роли финансового сектора в движении денежных ресурсов в экономике, в формировании сбережений и кредита. При этом важным условием является доверие населения и бизнеса к финансовым посредникам. Большое значение имеют также технологии и сложившиеся практики осуществления платежей и расчетов в экономике.

Структурные проблемы и особенности российской экономики не делают замедление инфляции в России невозможным, но они снижают действенность мер денежно-кредитной политики, увеличивая риски недостижения целевого показателя по инфляции или его достижения неприемлемой ценой „переохлаждения” экономики, снижения потенциала ее роста. Процесс замедления инфляции становится более сложным, а ЦБ РФ для достижения цели по инфляции при прочих равных условиях вынужден проводить более жесткую денежно-кредитную политику, чем это было бы необходимо в отсутствие структурных ограничений. С учетом указанных факторов Банк России следует стратегии постепенного замедления инфляции до 4% в течение нескольких лет, выбирая скорость ее снижения с учетом экономических условий. В частности, прирезком изменении внешнеэкономической ситуации в 2014 г., которое негативно отразилось на российской экономике, горизонт достижения целевого уровня инфляции был расширен с 2016 г. до конца 2017 г.

Учитывая, что решения по ключевой ставке оказывают влияние на экономическую систему в целом, Банк России наряду с инфляционными рисками в равной степени оценивает и учитывает возможные последствия принятых решений для реального и финансового секторов экономики, чтобы своими действиями не создавать угроз для финансовой стабильности и не спровоцировать ухудшение экономической ситуации. Принимая меры и просчитывая их ожидаемые последствия, Банк России придерживается взвешенного подхода, придавая большое значение сбалансированности своих решений. Это обеспечивается в том числе через разработку макроэкономического прогноза на три года вперед, в рамках которого проводится всесторонний анализ факторов и перспектив экономического развития с учетом последних тенденций, заявленных мер макроэкономической политики и потенциальных источников рисков. Банк России принимает решения, опираясь в первую очередь на долговременные устойчивые экономические тенденции, в меньшей степени реагируя на проявления краткосрочных факторов, которые могут оказать лишь временное влияние на инфляцию и экономическую динамику. Это позволяет избежать неоправданно частых изменений ключевой ставки, обеспечивая стабильность процентных ставок в экономике, и достичь с помощью проводимой политики более сбалансированного в среднесрочном плане результата.

В то же время эффективность денежно-кредитной политики, как и макроэкономической политики в целом, в решающей степени зависит от согласованности действий всех органов государственного управления. Банк России учитывает особенности проведения денежно- кредитной политики в условиях существующих структурных проблем и координирует свои действия с усилиями Правительства Российской Федерации по преодолению структурных ограничений в экономике. Координация денежно-кредитной и бюджетной политики важна и в вопросах формирования суверенных фондов, которые позволяют сгладить воздействие изменений конъюнктуры мировых товарных рынков на экономику, в том числе на реальный валютный курс и конкурентоспособность российских товаров и услуг. Пополнение и расходование суверенных фондов в рамках бюджетного правила, возможность применения которого рассматривается уже с 2017 г., обеспечит устойчивость государственных финансов и предсказуемость макроэкономической политики в целом.

Учитывая многоплановость решаемых Банком России задач, большое значение приобретает выверенность и взаимная согласованность мер, принимаемых по различным направлениям его деятельности, а также учет их влияния на условия реализации денежно-кредитной политики и макроэкономической политики в целом. При этом важно комплексное применение инструментов, имеющихся в распоряжении ЦБ РФ. В частности, ключевая ставка имеет широкий спектр влияния и не может быть инструментом точечного воздействия. Банк России имеет в своем арсенале инструменты регулирования для предупреждения возникновения финансовых дисбалансов, перегрева отдельных сегментов финансового рынка, которые могут угрожать ценовой стабильности и негативно повлиять на экономическую ситуацию.

В текущих условиях при накопившихся структурных дисбалансах и негативном воздействии внешних факторов денежно-кредитная политика по сути выполняет функцию стабилизатора экономики. При объективной невозможности в силу характера решаемых задач стать основным двигателем экономического развития Банк России наряду с замедлением инфляции сосредоточивает свои усилия на поддержании стабильности внутренних финансовых условий, создании стимулов к формированию сбережений и снижению долговой нагрузки, уровень которой в отдельных секторах экономики весьма высок (с точки зрения отношения платежей по обслуживанию долга к получаемым доходам). Решение этих задач вместе со снижением инфляции требует от ЦБ РФ проведения умеренно жесткой денежно-кредитной политики для формирования номинальных процентных ставок на уровне, обеспечивающем положительные реальные ставки процента. На среднесрочном горизонте такой подход сохранится, делая возможным постепенное снижение инфляции, а также номинальных ставок процента при сохранении в положительной области реальных ставок процента. Это делает банковские депозиты и иные рублевые сберегательные продукты привлекательными для населения, защищая их от инфляционного обесценения и поддерживая склонность к сбережениям. В этих условиях кредитные ставки также формируются на уровнях, превышающих инфляцию, стимулируя производителей и торговых посредников повышать операционную эффективность и предупреждая избыточное накопление долговой нагрузки, что способствует повышению устойчивости балансов реального и финансового секторов. Стабильность процентных ставок, защищающих сбережения от инфляции, и их предсказуемое постепенное снижение по мере замедления темпов роста потребительских цен представляются существенным фактором стабилизации экономики, одним из условий ее перехода к фазе устойчивого роста.

Альтернативные подходы к проведению денежно-кредитной политики, в основном предполагающие ее резкое смягчение через ускоренное снижение процентных ставок и увеличение объемов банковского кредитования, в текущих условиях могут создать системные риски для экономической стабильности и социального благополучия. Безусловно, в настоящее время важным вектором государственной экономической политики должно стать создание условий и стимулов для инвестиций, технологического перевооружения промышленности для направления имеющихся в экономике ресурсов в приоритетные отрасли и проекты, которые могут стать катализатором экономического роста.

Однако за попыткой решения данной задачи посредством масштабного расширения денежной эмиссии последует существенное ускорение инфляции при одновременном снижении реальных процентных ставок с их переходом в отрицательную область. Это приведет к инфляционному обесценению сбережений и доходов основной массы населения.

По существу, предлагается метод стимулирования промышленности за счет инфляционного налога, снижающего благополучие большинства домашних хозяйств, особенно социально незащищенных слоев населения. Такой подход создает очевидные угрозы для социальной и экономической стабильности, но при этом не решает поставленную задачу как минимум по двум причинам. Во-первых, усиление роли государства в выборе направлений кредитования потребовало бы подготовительных мер по перестройке государственных институтов как на уровне национальной экономики, так и на уровне отдельных отраслей. Произвольное, вне системы эффективного государственного управления, удовлетворение заявок на получение дешевых кредитов не обеспечит поступательного экономического развития. Во-вторых, банковский кредит не является основным источником инвестиций для большинства организаций. В предыдущие годы многие российские предприятия накопили высокий уровень задолженности, и в текущих условиях, напротив, необходимо снижение долговой нагрузки, которая для некоторых отраслей корпоративного сектора уже находится на уровне, близком к максимальным значениям для стран с формирующимися рынками. Дальнейшее ее повышение даже под низкий процент приведет к накоплению системных рисков, что идет вразрез с задачей повышения устойчивости экономики.

При прочих равных условиях это приводит к удорожанию стоимости кредитов для экономики в целом за счет ухудшения условий кредитования отраслей, не получающих государственных льгот. Это основная причина, по которой Банк России ограничивает объемы предоставления средств в рамках своих специализированных инструментов рефинансирования.

Как показывает мировой опыт, существуют различные примеры распределения ролей между государственными институтами при проведении политики стимулирования экономического развития.

Наиболее успешным зарекомендовал себя подход, при котором ЦБ РФ и министерство финансов отвечают за ценовую и финансовую стабильность на макроуровне, а другие государственные институты создают условия и стимулы к перераспределению финансовых потоков между отраслями, секторами и сегментами экономики (при соблюдении общего ограничения по ресурсам) в рамках согласованной системы государственного стратегического и оперативного управления. Основные цели и принципы денежно-кредитной политики, которая является неотъемлемым элементом общей государственной экономической политики, достаточно универсальны для любой модели экономики. Ценовая и финансовая стабильность при любых формах взаимодействия государства с бизнесом способствует экономическому и социальному благополучию. Последовательная денежно-кредитная политика, нацеленная на сохранение внутренней экономической стабильности, снижает неопределенность, создает для всех участников экономических отношений четкие ориентиры, понятные „правила игры”, что важно как для ведения текущей деятельности, так и для составления планов на будущее всеми участниками экономических отношений...» [22].

Вопросы и задания

  • 1. В каких условиях Банк России проводит денежно-кредитную политику?
  • 2. Какие инструменты Банк России применяет в рамках денежно-кредитной политики?
  • 3. Как влияет ключевая ставка на экономику? От чего зависит четкость передачи сигнала ключевой ставки?
  • 4. Охарактеризуйте сущность и влияние на экономику плавающего курса на экономику.
  • 5. От чего зависит эффективность проведения денежно-кредитной политики в России?
  • 6. Приведите примеры успешного распределения ролей между государственными институтами при проведении политики стимулирования экономического развития.

КТ 4.

Эссе на тему перспективы международного сотрудничества РФ в современных условиях

 



Вариант 10

КТ 1

Неоконсерватизм
Немецкая модель смешанной экономики

КТ 2

Теоретические вопросы

1. Условие равновесия потребителя

2. Рынок капитала

Задача для самостоятельного решения

Доход потребителя вырос с 3 до 8 тыс. ДЕ в год, при этом спрос на чай снизился с 4 до 2 кг в год, а спрос на кофе возрос с 5 до 8 кг в год.

Определите:

1) процентное изменение величины дохода потребителя;

2) процентное изменение спроса на чай;

3) процентное изменение спроса на кофе;

4) значение коэффициента эластичности спроса по доходу на чай;

5) значение коэффициента эластичности спроса по доходу на кофе.

6) к каким группам относятся данные товары?

Практическое задание

Выявить особенности функционирования рынка земли в соответствии с российской правовой базой

Таблица - Особенности функционирования рынка земли в соответствии с российской правовой базой

Субъекты рынка земли Механизмы функционирования рынка земли Характеристика объектов рынка земли
     
     
     

Выводы обязательны

КТ3

Задача для самостоятельного Правительство получило иностранный заем в размере 1 млрд.дол. по годовой ставке 8%. Полученные средства вкладываются в инвестиционные проекты, которые позволят получить ежегодный прирост ВНП в размере 300 млн.дол. в течении нескольких последующих лет.

Рассчитайте: а) в каком размере увеличится государственный долг? б)через сколько лет страна может погасить этот долг?

Практическое задание (кейс)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: