Личностно-ориентированный час общения

Как средство развития индивидуальности воспитанника

Наличие у педагога дополнительного образования представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные знания и воспитательные мероприятия и личностно-ориентированного часа общения.

В педагогической науке и практике одной из форм воспитательной работы называется классный час. В системе работы нашего Центра – это час общения. Обратимся к публикациям известных ученых и выделим из них определения этого понятия.

В результате получилось вот такая палитра представлений о классном часе (часе общения):

1). Классный час-это одно из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И.Болдырев)

2). Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру (Н.Е. Щуркова, Н.С. Фандансевич).

3). Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные примеры, средства и способы организации взаимодействия (Е.В.Тиктова).

4). Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками (В.Л. Созонов)

Этот перечень ученых можно продолжить и добавить обобщенный вариант суждений педагогов-практиков об этой форме воспитательной работы. Большинство педагогов–практиков под классным часом понимает специально отведенное время классному руководителю для проведения воспитательной работы с учащимися класса.

 

Исходя из названных и других определений классного часа, можно выделить характерные черты часа общения:

- во-первых, это форма воспитательной деятельности вне занятий;

- во-вторых, это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, хотя возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности при подготовке и проведении часа общения;

- в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

- в-четвертых, это форма общения педагога и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.

Итак, час общения - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое в свободное от занятий время общение педагога дополнительного образования с воспитанниками объединения с целью содействия формирования коллектива и развитию его членов.

В процессе деятельности по подготовке и проведению часов общения возможно решение следующих педагогических задач:

1) обогащение сознания воспитанников знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

2) усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;

3) формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;

4) содействие становлению и проявлению индивидуальности воспитанника, его творческих способностей;

5) формирование коллектива объединения как благоприятной среды развития и жизнедеятельности воспитанников

Основные компоненты личностно-ориентированного часа общения.

Целевой - целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, проектированием и становлением уникального образа жизнедеятельности ребенка.

Содержательный – содержание часа общения является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Организационно-деятельностный - воспитанники объединения являются полноправными организаторами часа общения, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха.

Оценочно-аналитический - в качестве критериев оценки результативности часа общения выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей воспитанников, комфортность и активность их участия в часе общения.

Алгоритм совместной деятельности педагога и его воспитанников по подготовке и проведению личностно-ориентированного часа общения.

1) Составление педагогом совместно с воспитанниками и родителями тематики часов общения на новый учебный год.

2) Уточнение темы личностно-ориентированного часа общения и сбор идей по его подготовке и проведению.

3) Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения часа общения, формирование совета дела, инициативной группы, творческой группы (методика И.П.Иванова).

4) Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке часа общения.

5) Составление педагогом совместно с другими организаторами сценарного плана часа общения.

6). Проведение часа общения.

7). Анализ и оценка результативности часа общения и деятельности по его подготовке и проведению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: