Методические рекомендации

1. Переход к экспериментальной науке ознаменовал революционный поворот в развитии научного знания, дал мощный импульс к развитию наук о природе – физики, химии. Были совершены крупные открытия в области астрономии. Стремительно развивалась география. Новые знания стимулировали разработку новых философских концепций, рациональное начало в познании мира становилось приоритетным. Приведите примеры выдающихся научных открытий этого времени, назовите имена крупнейших ученых и философов.
     Следует подчеркнуть, что осознание действительного положения Земли в бесконечном Космосе, формирование представления о множественности культурных миров в пределах земного пространства привело к утрате ренессансного ощущения антропоцентризма. На смену ему приходит понимание сложных связей человека со средой, обществом, государством; благодаря открытию общих законов бытия формируется представление о единстве всего сущего. Покажите, каким образом новая картина мира повлияла на эстетику этого времени. В чем следует искать истоки стремления к художественному синтезу, грандиозным ансамблям, передаче глубины и интенсивности переживаний?

2.Уже в XVI  в. сначала в Италии, а затем в других европейских странах получают распространение две идейно-эстетические концепции: пышный “придворный” стиль барокко, взятый также на вооружение католической церковью, и академизм – стиль, пытающийся продолжить традиции ренессансного искусства, и удержаться на этих вершинах независимо от реальных проблем бытия. В то время как в Италии академизм изначально приобрел черты салонного искусства, во Франции XVII в. классицизм зарождается как целостная художественная система. Равновесие основных социальных сил в первой половине века – королевской власти, дворянства, усиливающейся буржуазии – вызвало к жизни искусство, для которого главной ценностью была гражданственность, трезвость взгляда на окружающий мир. Впоследствии классицистическая этика неоднократно менялась - как в самой Франции, так и за ее пределами, но основные признаки эстетической системы классицизма сохранялись: ясность, гармония, чистота линии, лаконичность и определенность объемов.   

В XVII в.  ведущие и соперничающие стили – барокко и классицизм формируют не только особенности архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, но и образ жизни, образ мышления. Дайте общую характеристику этих стилей, приведите примеры архитектурных и художественных памятников, отмеченных стилевыми чертами барокко и классицизма. Вместе с тем обратите внимание на то обстоятельство, что многообразие проявлений художественной жизни XVII  в.  не укладывается в схему двух главных стилей. В развитии культуры этого времени была представлена и внестилевая линия – в первую очередь мастерами Голландии и Испании, в творчестве которых преобладало реалистическое изображение, не скованное условностями стилистических особенностей.

3.В раннее Новое время, в условиях развития капиталистических отношений в экономике, меняется и социально-политический облик европейского общества. На смену этническому самосознанию приходит самосознание национальное, формируя исторические общности нового типа в рамках национальных государств или в ходе складывания условий для возникновения таковых. Искусство, в первую очередь архитектура и живопись, в это время сохраняет позиции влиятельной идеологической силы, хотя доминантой европейской культуры становится наука как наиболее адекватная форма развития знания. Искусство, создавая “другую реальность”, представляет лицо формирующихся наций, их характер. Наибольших успехов в своем становлении в это время достигли испанская, фламандская, голландская, итальянская, французская школы живописи.    Дайте характеристику творчества крупнейших представителей этих школ, работавших в русле разных стилей – барокко, классицизма, реализма, зачинателем которого стал итальянский художник Караваджо и глубочайшим выразителем возможностей которого стал великий голландский художник Рембрандт.

 


Тема 20. Европейская культура XVIII века

 

1. Социально-экономические, политические и научные предпосылки эпохи Просвещения.

2. Формирование нового мировоззрения на базе научной картины мира.

3. Европейское искусство и литература XVIII века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: