Методические рекомендации

1. Первая половина XIX  в.  была чрезвычайно динамичным периодом становления европейского буржуазного общества. Наполеоновские войны перевернули старый уклад, облегчили переход к буржуазному праву и, несмотря на реставрацию ряда монархических режимов  после поражения Наполеона Бонапарта, европейские страны уже не были прежними. В Европе происходит серия революционных выступлений, имевших как социальную, так и национально-освободительную подоплеку. Кроме того, промышленный переворот, распространившийся из Англии на другие страны Европы, преобразовал не только промышленность, но и общество.
   Если культура XVIII  в. была ближе к веку XVII, выросла из его достижений, то культура XIX в. имеет больше общего с культурой следующего, XX в. 

Проследите, каким образом последствия промышленного переворота и социально-политические перемены повлияли на характер культурной картины мира: каковы были причины распространения материалистических взглядов, в чем выразился следующий этап углубления разрыва человека с природой, какие предпосылки духовного кризиса общества складывались под влиянием объективных изменений?

   Моральному запросу большинства европейцев в первой     половине XIX  в. отвечало христианство. Католическая церковь успешно преодолела кризис конца XVIII - начала XIX вв., вобрав в свое русло и переработав большинство духовных исканий мистического характера. Она стала учитывать культурный контекст общества, стремилась взаимодействовать с новыми представлениями о человеке, об историческом времени, о шкале ценностей. Сохранял актуальность и протестантизм.
   2. Популярная и эклектичная философия просветителей перестала удовлетворять запросы усложнившейся общественной жизни. Но просветители подготовили почву для создания сложных философских систем, в основе которых лежала способность личности опереться на собственное суждение, не подчиняясь внешним авторитетам. Дайте характеристику разработанной Г.-В. Гегелем диалектической философии, определите значимость ее распространения и влияния. Покажите, каким образом на формирование представлений эпохи повлияли воззрения И. Канта, опередившего свое время, А. Шопенгауэра, взбунтовавшегося против современной ему действительности.  
    Под влиянием успехов в развитии наук о природе, в первую очередь физики и химии, набирает силу материалистическое миропонимание. Объясните, какое значение для формирования нового мировоззрения имело изобретение парового транспорта, достижения электротехники, получившие применение в области связи.

3.Классицизм, выступавший в качестве программного для Просвещения стиля, в начале XIX в. претерпел серьезные изменения. Строгие каноны классицизма, утверждавшие светский характер искусства, превратились в оковы свободного развития художественного творчества. Сохранявшиеся монархические режимы использовали классицистические художественные формы в своих идеологических и политических интересах. Поставленный на службу интересам поздних монархий классицизм получил определение «ампир», «стиль империи». Постройки этого времени, живописные полотна, интерьеры приняли помпезный и напыщенный характер.
      Покажите, каким образом культурное движение романтизма, зародившееся в начале XIX  в. и оказавшее влияние на развитие литературы, живописи, музыки, театра, философии, истории, эстетики, противостояло сковывающему влиянию позднего классицизма. Романтизм реабилитировал ценности субъективного человеческого бытия, - чувства и воображения. Романтизм отказался от признания эстетического эталона, признав равноценность всех направлений художественной культуры прошлого и настоящего.

Проиллюстрируйте основные признаки романтического умонастроения и мировосприятия примерами из творчества таких писателей, как Дж.-Г. Байрон, В. Скотт, Т. Гофман, П. Мериме, В. Гюго; таких художников, как Т.  Жерико, Э.  Делакруа, К.-Д. Фридрих, Дж. Тернер; таких композиторов, как Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Р. Вагнер.





Тема 23. Европейская культура второй половины XIX века.

Противоречия культурного процесса

 

1. Сциентизм и позитивизм как основные характеристики социокультурной сферы европейского общества.

2. Формирование художественной системы критического реализма.

3. Кризисные явления в культуре. Импрессионизм. Символизм. Модерн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: