Методические рекомендации

1. Духовность русской средневековой культуры нашла свое воплощение в иконописи, создании образов Иисуса Христа, Богоматери, святых, канонизированных православной Церковью, важнейших событий «священной истории». Иконопись, в качестве метафизической живописи, делала невидимое видимым, использовала символику цвета, формы, композиции, представляла собой художественный код, условный язык, который подчинялся строгим правилам (канонам), Тем не менее, в рамках единой традиции сложились направления, имевшие некоторые устойчивые особенности: местные иконописные школы.

Дайте характеристику новгородской, псковской, московской иконописных школ. Средневековое искусство, в т.ч. и на Руси, было по преимуществу анонимным. Но в случае проявления особенно яркого таланта, выраженной творческой индивидуальности современники признавали право художника на передачу своего имени потомкам. Найдите информацию о наиболее прославленных произведениях Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия и его мастерской.

2. Иван III считал себя наследником древнерусских и византийских политических традиций. Художественная жизнь Москвы как столицы средневекового русского государства в полной мере отразила эти представления. Опишите памятники Московского Кремля, создававшиеся в конце XV - начале XVI вв. Назовите имена итальянских архитекторов, вложивших свой труд и талант в строительство крепостных сооружений, дворцовых построек, памятников культового зодчества. Укажите элементы архитектуры итальянского ренессанса, привнесенные в новые постройки Московского Кремля. Объясните, в чем проявилась преемственность московской архитектуры того времени с более ранними традициями древнерусского зодчества. Оцените вклад русских мастеров в создание величественного ансамбля Московского Кремля.

3.К середине XVI в. официальная культура отразила процессы укрепления русского государства: в архитектуре, изобразительном искусстве, в литературе широко используются «большие формы».

Найдите материал о символике и стилевых особенностях храма Василия Блаженного, об истории создания иконы “Благословенно воинство Царя Небесного” (“Церковь воинствующая”). Дайте характеристику деятельности митрополита Макария по организации составления “Великих Четьих Миней”, “Книги степенной царского родословия”, которые решали задачу идеологического обеспечения самодержавной власти, продолжали развитие концепции Москвы как “третьего Рима”, расскажите о предпринятом по инициативе царя Ивана Грозного составлении Лицевого летописного свода.

          4. Во второй половине XVII  в. вполне определенно наметились cекуляризация и европеизация русской культуры.

          Какие исторические процессы подготовили зарождение этих процессов? Каким социокультурным потребностям русского общества они отвечали? Каково было значение никонианской реформы Церкви и церковного Раскола для запуска механизмов социокультурного развития, создавшего предпосылки для системных преобразований, проведенных Петром I в течение первой четверти XVIII  в.?

          Культурные новации в XVII веке проникли и в церковную культуру, в немалой степени благодаря направленности реформы Церкви, начатой патриархом Никоном. Как сказалось влияние европейской художественной традиции на изменении иконописного стиля в XVII  в.? Какие элементы стиля барокко проникли в русское храмовое зодчество? Чем партесное пение отличалось от ранее господствовавших соборных распевов? Почему эти новации в ряде случаев воспринимались современниками как упадок, кризис церковной культуры? Приведите примеры, свидетельствующие о прекращении монополии церкви в области искусства, литературы. Каковы были первые достижения русской духовной культуры светского типа?

Тема 18. Культура Возрождения

1. Возникновение ренессансного типа культуры, его основные черты.

2. Личность эпохи Ренессанса в Италии. Итальянская культура Возрождения.

3. Личность эпохи Ренессанса в Северной Европе. Культура Северного Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: