Задание по учебной дисциплине «Основы культуры профессионального общения» для группы № 334
Практическое занятие № 6
Тема: Проверочные тесты по теме: «Этика взаимоотношений в трудовом коллективе»
Цель: проверить знания обучающихся по изученной теме с помощью проверочных тестов, научиться правильно использовать правила служебного этикета.
1. Дает ли этика ответ на вопрос: «Что мы должны делать, чтобы совершать нравственные поступки»? Ответ поясните.
а) да; б) нет.
2. Кем был впервые введен термин «этика»:
а) Цицероном;
б) Архимедом;
в) Аристотелем;
г) Сократом?
3. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «долг», «совесть» и т.п. А что означает термин «категория»? (Ответ на данный вопрос найдите в философском словаре или учебнике по философии.)
4. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу подходят к понятиям:
а) «этика»;
б) «нравственность»;
в) «мораль».
А. Устоявшиеся в обществе принципы, нормы, правила поведения.
|
|
Б. Осмысление ценности не только самого себя, но и других.
В. Наука, изучающая нравственность.
5. Сформулируйте «золотое» правило нравственности и объясните, почему его назвали «золотым»?
6. Потребность вести себя нравственно выступает в виде таких понятий, как «долг», «совесть», «честь», «достоинство». Какие понятия проявляются в следующих ситуациях:
а) коммерсант заботится о своем добром имени, авторитете коллектива, престиже своей профессии;
б) грубость коллеги по работе вызывает у членов коллектива чувство стыда перед клиентами не меньше, чем собственная вина.
7. В каких правилах и нормах раскрывается принцип добросовестного отношения к труду?
8. Согласны ли вы с утверждением: «Совесть — моральное осознание человеком своих действий»? Ответ поясните на примере.
а) да; б) нет.
9. Как можно сформулировать «золотое» правило этики общения в
отношении руководителя к подчиненному и наоборот — подчиненного к руководителю?
10. Докажите правоту (или неправоту) высказывания специалистов ведущих фирм, считающих, что знание этикета и культуры поведения является важным условием успешной работы в любой организации.
11. Как вы понимаете высказывание М.Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»?
12. Этикет— это:
а) наука о морали;
б) манера поведения;
в) общая культура.
13. Нормами этикета являются:
а) упорство, настойчивость;
б) принципиальность, беспрекословность;
в) вежливость, тактичность.
14. На нормах морали основаны традиции, обычаи, привычки. Дайте
определение этим понятиям (для этого воспользуйтесь словарями, например словарем русского языка или Российским энциклопедическим словарем).
|
|
Объясните, почему важно знать традиции и обычаи.
15. Есть ли разница между деловым и бытовым этикетом?
16. Какие профессиональные моральные нормы нарушены в следующих примерах:
а) «Что же вы, дедушка, дожили до старости, а считать не научились?!» — сказала кассир сберегательного банка клиенту;
б) «Я не желаю слушать ваши возражения. Мне нет дела до того, что Вы дома обнаружили дефект на рукаве. Была примерка, надо лучше смотреть на готовое изделие, а не собой в зеркале любоваться» (из монолога приемщицы трикотажного ателье).
17. Какие «заповеди», сформулированные Дж. Ягер, относятся к деловому этикету:
а) делайте все вовремя;
б) громко не смейтесь;
в) сдерживайте свое раздражение;
г) не болтайте лишнего;
д) будьте любезны, доброжелательны и приветливы;
е) думайте о других, а не только о себе;
ж) не будьте неряшливы;
з) одевайтесь как положено;
и) говорите и пишите хорошим языком?
План-конспект занятия по теме: Темперамент.
1.Определение понятия темперамент.
2.История разделения людей на психологические типы.
3.Характеристика типов темперамента.
История разделения людей на психологические типы.
Темперамент – это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в поведении, деятельности, общении, различных ситуациях. Само слово темперамент в переводе с латинского языка означает «соотношение частей». Первые попытки разделить людей на психологические типы были сделаны в Древнем Китае в 7- 6 веке до н.э. Древне - китайские ученые при определении темперамента взяли за основу: желчь, слизь, кровь. воздухоподобное начало. В 5- 4 веке до н.э. это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей (кровь, лимфа, желчь). По его убеждению, у сангвиников преобладает кровь (по латыни “сангвис”), у холериков— желтая желчь (“холе”), у флегматиков—слизь, или лимфа (“флегма”), у меланхоликов—черная желчь (“мелана холе”).Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темперамента: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Именно эту классификацию и используют современные специалисты в наши дни. Психологи считают, что в “чистом” виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов. От чего же это зависит? Академик-физиолог И.П. Павлов установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что темперамент человека напрямую зависит от процессов возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга. В зависимости от процессов возбуждения и торможения выделяют четыре типа нервной системы. Люди с сильной нервной системой: уравновешенные, подвижные -сангвиники, уравновешенные, инертные – флегматики, неуравновешенные, возбужденные - холерики. Люди со слабой нервной системой замкнутые, заторможенные – меланхолики. Швейцарский ученый психолог Карл Юнг предложил различать людей по темпераменту, связывая это с открытостью и закрытостью души человека. Люди с открытой душой (экстраверты)- расположен к людям, не признаёт никаких тайн, способен разрешить даже неразрешимые проблемы, не терпящий одиночества, остряк, весельчак, умеющий завладеть вниманием других. Люди с закрытой душой (интроверты) – замкнутые, сосредоточенные, молчаливые, скрытные. Он умеет слушать, но не расположен говорить о себе и своих проблемах, умеет предвидеть ситуацию за несколько шагов вперёд, но жить ему нелегко. Вечно занят самоконтролем, самоедством. Предпочитает одиночество, с трудом заводит новые знакомства, мнителен, тревожится за своё здоровье. Несмотря на то, что темперамент в целом зависит от наследственности, отдельные свойства темперамента в определенных пределах изменяются в связи с условиями жизни и воспитания (особенно в раннем детстве), вследствие перенесенных болезней, под воздействием бытовых условий и (в подростковом и даже в зрелом возрасте) в зависимости от пережитых психологических конфликтов.
|
|