1. Значительные успехи в развитии науки и техники, достигнутые к середине XIX века, породили иллюзии всемогущества научной мысли, представление о том, что воплощением прогресса человеческого общества является технический прогресс. Какую опасность заключали в себе подобные представления?
В социальных моделях в это время преобладали прагматические подходы, оформились основные принципы буржуазного либерализма. Развитие права представлялось наиболее важным рычагом развития общества, основанного на частной собственности. В то же время получили распространение представления о необходимости революционной ломки существующего социального строя, искоренения частной собственности как причины социальной несправедливости.
Таким образом, получили идеологическое оформление две великие социальные утопии - либеральная и социалистическая - которые, несмотря на возможность буквального воплощения, оказали огромное стимулирующее влияние на политические, социальные и культурные процессы в европейских странах. Противоположные по целям, обе идеологии опирались на материалистическое понимание мира. Какие, по вашему мнению, причины привели к распространению позитивистского мышления?
2. В середине XIX в. реализм впервые оформился как программное интеллектуальное и художественное направление, при том, что элементы реалистического восприятия и отображения действительности в той или иной мере присутствовали в литературном и художественном творчестве всех предшествующих эпох.
Реализм XIX века ставил перед собой осознанную задачу уловить закономерности жизни, понять объективные факторы, влияющие на поведение людей, показать «типическую личность в типичных обстоятельствах». Эти попытки чаще всего сопровождались чувством глубокой неудовлетворенности, отчего реализм XIX века получил название «критического реализма».
Дайте характеристику творчества ранних представителей «критического реализма» в литературе: У. Теккерея, Ч. Диккенса. Покажите, что творчество французских писателей-реалистов и натуралистов - О. Бальзака, Г. Флобера, Э. Золя, братьев Гонкур могут служить источником для изучения общества позапрошлого века как в его конкретных проявлениях, так и в ценностных и нормативных характеристиках.
Дайте оценку достижений таких художников-реалистов, как К. Коро, Ф. Милле, Г. Курбе, О. Домье.
3.Стремление отразить объективную сторону бытия в последней трети XIX века переплелось с программным признанием права художника, поэта на выражение собственной индивидуальности. Особенно наглядно эта тенденция проявила себя в творчестве импрессионистов. Что Вам известно о тематике произведений художников этого направления, о разработанной ими технике письма? Что принципиально нового внесли импрессионисты в понимание задач художественного творчества?
Разочарование в буржуазных ценностях, протест против реалий капиталистического общества привели к распространению настроений индивидуализма и иррационализма. Литературное направление символизма наиболее полно выразило стремление к индивидуализму как стилю жизни. Культура конца XIX в. во многих отношениях вступает в перекличку с романтическими настроениями начала века. Вместе с тем символистское направление в художественной культуре имело особенные черты. Поэты-символисты стремились воздействовать на интуицию читателя, приобщить его к сокровенной мистической стороне бытия. Покажите эту особенность на примере творчества С. Малларме, П. Верлена, А. Рембо, М. Метерлинка.
После длительного увлечения «историческим стилем», разрабатывавшим формы неоготики, неоренессанса, неоклассицизма и в ряде случаев эклектически сочетавшим разные стилевые элементы, в конце XIX в. в большинстве европейских стран получил распространение стиль «модерн». Модерн не претендовал на собственное, оригинальное восприятие мира, он решал в основном декоративные задачи, но его влияние испытали на себе архитектура, графика, прикладное искусство. Объясните, почему это стилевое направление часто связывают с распространением настроений, определявшихся как «декаданс», «упадок».
При том, что поздний романтизм, символизм, модернизм (в том числе постимпрессионизм) отражали кризисное состояние общества, нельзя недооценивать значения в полном смысле слова революционных перемен в области представлений о целях и средствах художественного освоения действительности, которые произошли в конце XIX - начале XX вв. Впоследствии новые средства осмысления и отражения существующих реалий, воплощения внутреннего мира художника помогали многим людям в противостоянии обезличивающему, нивелирующему влиянию современного общества. Подтвердите этот тезис конкретными примерами.
Тема 24. Русская культура первой половины XIX века
1. Исторические условия развития русской культуры в первой половине XIX в.
2. Развитие науки и просвещения.
3. Художественная культура.