Методические рекомендации

1.Обратите внимание на многослойный характер отечественной культуры советского периода, продолжавшегося более 70-ти лет (с октября 1917 г. по декабрь 1993 г.), в котором можно выделить три основные этапа:       

ü 1917-1932;

ü 1932-1956;

ü 1956-1993.

         Постарайтесь обосновать временные рамки данных этапов с точки зрения факторов, воздействовавших на культуру, и раскрыть основное содержание и особенности культурного развития в эти отрезки времени. Объясните понятие «культурная революция». Дайте характеристику политики Советского государства в отношении религии, церкви, интеллигенции. Как решалась проблема ликвидации неграмотности? В чем, на Ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период?

         Следует особо подчеркнуть осуществление полного контроля над всеми областями общественной жизни, включая и культурную, со стороны установившегося в 30-е гг. тоталитарного режима. Культура в тоталитарном обществе нацелена на решение сугубо политических и идеологических задач, она предназначена для манипулирования сознанием людей и не выдерживает испытания временем. Но даже в условиях ограничения свободы творчества идеологическими установками и политическими требованиями жизнеспособное искусство может развиваться, если оно органично вытекает из мироощущения его творцов, оставляющих за собой право на собственную позицию, на внутреннюю свободу, но не противопоставляющих себя открыто существующей системе. Это не легкий путь, но он дает возможность быть услышанным. На этом пути реализовывали свой творческий потенциал Д. Шостакович, М. Булгаков, А. Твардовский, А. Пластов, Г. Данелия и многие другие художники, развивавшие русскую культуру в XX в. Иногда их компромисс с властью переставал быть возможным, и тогда они или принимали судьбу «внутренних эмигрантов», как  А. Платонов            и          А. Ахматова, или вынужденно покидали страну, как литераторы И. Бунин, А. Куприн, И. Северянин и др., композиторы  И. Стравинский, П. Прокофьев, С. Рахманинов и др., художники Л. Бакст, Н. Рерих, А. Бенуа и др. Славу русской культуры они приумножали уже за рубежом.

      Попытайтесь объяснить, почему И. Эренбург назвал хрущевское десятилетие «оттепелью». Чем была вызвана противоречивая политика Н.С. Хрущева по отношению к советской интеллигенции?

     В чем проявился неосталинизм в культуре брежневского периода (1964-1982)? Хотя наступившие 1970-е гг. носят название «эпохи застоя», это время нельзя назвать потерянным для культуры страны. Подкрепите эту точку зрения соответствующими примерами. Что такое андеграунд, нонконформистское искусство? Дайте характеристику творчества неформальных художников 70-х – 80-х гг., создателей «русского рока», авторов самиздатовских изданий, участников неофициальных выставок. Признав отставание СССР от западных стран, власть в середине 1980-х гг. взяла курс на перестройку. Как отразилась политика демократизации и гласности, распад в 1991 г. СССР на положении дел в культуре?

2.Общемировая культурная ситуация оказывает непосредственное воздействие на условия развития культуры в нашей стране. Обстановка в современной России, условия для развития культуры не могут быть оценены однозначно. Какие факторы, с вашей точки зрения, способствуют развитию современной русской культуры? Какие условия накладывают ограничения на возможности культурного развития? Какие симптомы кризисного состояния культуры Вы расцениваете как наиболее опасные? Что необходимо сделать, чтобы не допустить утраты культурного потенциала России, а обеспечить его приумножение? Разделяете ли Вы точку зрения современных исследователей о том, что наша культура вполне может дать ответ на вызов современного мира, но для этого надо перейти к таким формам ее самосознания, которые перестали бы воспроизводить одни и те же механизмы непримиримой борьбы. Непременно необходимо уйти от мышления, ориентирующегося на материализм, радикальный переворот и переустройство всего и вся в кратчайшие сроки. Постарайтесь обосновать свое мнение. Отвечая на эти вопросы, используйте материалы текущей периодической печати, телевизионных программ.

3.Традиции русской культуры «серебряного века» нашли продолжение в творчестве русских поэтов, писателей, философов, вынужденных покинуть советскую Россию. Эмигранты «первой волны» не стремились ассимилироваться, раствориться среди народов принявших их стран. Они продолжали творить русскую культуру, развивать русскую науку. Феномен «зарубежной России» стал доступен для изучения в основном в последнее десятилетие. В нашей стране опубликованы антологии русской поэзии в изгнании, написаны исследования об образовательных, научных, издательских центрах, созданных русскими эмигрантами в европейских городах, в США, в Китае и Северной Африке. Благодаря этому культура «русского зарубежья» стала частью нашего культурного наследия. Дайте характеристику достижений естественных, технических, гуманитарных наук русского зарубежья. Обратите внимание на новые течения общественной мысли русских эмигрантов – евразийство, «сменовеховство». Назовите их основных представителей, суть их взглядов. Приведите примеры творческой деятельности наиболее известных деятелей российской культуры за рубежом. Чем обусловлен особый интерес к их творчеству на Западе?

 

Тема 28. Мировая культура XX века

 

1. Глобализация культуры и культурный глобализм.

2. Проблема массовой и популярной культуры.

3. Традиционализм, модернизм и постмодернизм в XX в.

4. Сущность информационной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: