Методические рекомендации

1.Отечественная война 1812 г.  и движение декабристов оказали мощное стимулирующее влияние на развитие русской культуры. Рост материального производства, усложнение общественной жизни, обнажение кризисного состояния крепостнической системы сопровождались усиленным поиском национальной идентичности европеизированной верхушкой русского общества. Дайте характеристику дискуссии между “западниками” и “славянофилами”, на фоне которой происходило становление русской классической культуры. Сформулируйте основные противоречия культурных процессов России первой половины XIX в.  В чем проявилась демократизация русской культуры в рассматриваемый период и какое это имело значение?

          2.Период развития русской культуры, начавшийся после Отечественной войны 1812  г. и продолжавшийся до середины  XIX в., вошел в ее историю как «золотой век». Согласны ли ли Вы с утверждением о том, что в первой половине XIX в. литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры? Обоснуйте, что в это время в русской культуре ярко выражен литературоцентризм.

          Какие факторы обусловили быстрые темпы развития науки в этот период? Обратите внимание, что государственная политика в вопросах образования и просвещения не отличалась последовательностью, тем не менее, наука и образование добились значительных успехов; одним из знамений века была демократизация образования, приведшая на следующем этапе к формированию значительной прослойки разночинской интеллигенции.

          3.В первой половине XIX в. происходило изменение самосознания общества: усиливалось внимание к человеку, его внутреннему миру, к проблемам гражданского и личного достоинства. Вместе с тем чувство наряду с гражданским долгом стало признаваться законным побудительным мотивом поступков. Романтизм, сентиментализм, реализм присутствовали в художественной культуре одновременно. Широкое распространение получили пейзаж, бытовой жанр, дополнив традиционный интерес к портрету и историческому жанру. Какую роль в развитии отечественного изобразительного искусства играла Академия художеств на протяжении первой половины XIX в.? Почему к середине XIX в. ведущим направлением в русском искусстве стал реализм? Каковы его характерные черты? Докажите, что в этот период происходит сближение «высокого» искусства и народного творчества.

 

Тема 25. Культура России второй половины XIX века

 

1. Особенности развития русской культуры во второй половине XIX в.

2. Развитие науки, техники, просвещения.

3. Художественная культура.

Методические рекомендации

1. Все изменения культурно-исторической жизни страны второй половины XIX в. были самым тесным образом связаны с бурным развитием капитализма в России, толчком для которого стали буржуазные реформы эпохи Александра II. Разночинная молодежь создала собственную культурную модель, серьезное влияние которой испытывала и молодежь дворянская. Нравственный и духовный нигилизм захлестнул образованное общество. Рушились традиции, ниспровергались авторитеты. Кризисное состояние общества нашло выражение в напряженном духовном поиске, далеко не всегда открывавшем новые перспективы реализации национального культурного потенциала. Обратите внимание на продолжение формирования единой национальной культуры, широкое распространение благотворительности и меценатства.

2. Буржуазные преобразования 60-х – 70-х гг. XIX в. создали благоприятные предпосылки для развития образования, просвещения, науки и техники в России. Известный русский биолог К. А. Тимиряев писал, что во второй половине XIX в. «русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство». Прокомментируйте его слова. Дайте характеристику достижений общества в этой и других областях духовной культуры. Укажите на непоследовательность культурной политики, проводившейся самодержавием.

3. Основным художественным направлением пореформенной эпохи становится критический реализм. Распространение революционно-демократической эстетики привело к появлению новой тематики в литературе, живописи, публицистике, театре, музыке. Гражданский пафос в творчестве ведущих деятелей культуры приобретает в этот период времени особенную остроту. В чем заключается сущность конфликта между Академией художеств и передвижниками? Почему передвижники оказали большое влияние на всю художественную жизнь России? Что объединяет творчество передвижников и композиторов «Могучей кучки»? Расскажите об известных Вам меценатах. Какую роль они сыграли в развитии русской культуры?

 

Тема 26. Серебряный век русской культуры

1. Важные события и явления, определявшие развитие российской культуры на рубеже XIX-XX вв.

2. Особенности художественной культуры серебряного века.

3. Просвещение и наука.

4. Художественная культура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: