Методические рекомендации

1. Впервые предпосылки для формирования единой мировой культуры появились в XVII в. В дальнейшем благодаря развитию транспорта, средств связи, экономическим и культурным контактам процесс становления единой общечеловеческой культуры продолжался и особенно ускорился к концу XX в. В современном мире особенную актуальность приобрели вопросы культурной перцепции, аккультурации и толерантности. Проведите различие между понятиями культурной глобализации как объективного процесса, подготовленного всем предшествующим развитием человеческой цивилизации, углублением интеграционных процессов, и культурного глобализма как деструктивной политики с позиции силы, навязывающей единые стандарты и ценности.

         2.Попытки унифицировать современную культуру, распространить культурные стереотипы, отвечающие условиям общества, ориентированного на потребление, представляют собой серьезную опасность. Большинство исследователей придает термину «массовая культура» негативное значение, указывая на ее бездуховность, пассивное усвоение «готового к употреблению» продукта коммерциализированного творчества, рассчитанного на заполнение досуга. Вместе с тем в условиях бурной демократизации общественной жизни, которой был отмечен в истории человечества XX век, возможно и необходимо развитие популярной культуры, которая адаптирует к широким кругам потребителей ценности, созданные мировой культурой за все время ее существования. Популярная культура через интерес населения к фольклору, истории может также способствовать сохранению «цветущей сложности» многообразных форм этнической культуры. Научно-техническая революция XX в., связанная с выдающимися открытиями в области физики, биологии, прикладной математики открывает перед человечеством новые горизонты развития. Но вместе с тем несет в себе угрозу дегуманизации производства, социальной сферы, культуры. Личностное начало в человеке должно быть защищено путем корректировки характера современной цивилизации, ограничения ее техногенных аспектов. И в решении этой задачи не последняя роль принадлежит развитию популярной культуры, основанной на морали нового типа - экологической морали. Выясните, какие требования предъявляет к человеку современная этика, что подразумевается под понятием «экологическая мораль», какие возможности для человеческого сообщества открывает развитие популярной культуры.

    3.XX век принес множество культурных новаций. Культурной доминантой в это время становится ценность нового, современного. Неформальное творчество, выражающее индивидуальность автора с максимальной полнотой, завоевывает право на безусловное признание. Тем не менее, в развитии современной художественной культуры можно выделить основные направления, которые по-разному позиционируют себя в отношении мирового культурного наследия.  

Традиционализм включается в диалог с художественной культурой прошлого, его развитие во многом продолжает достижения культуры более ранних этапов. Несомненно, представители этого направления используют новые приемы, разрабатывают новые формы творчества - в том числе и аудиовизуальное искусство, но они не склонны к эпатажу, к противопоставлению своего видения мира всему прежнему опыту.        

Модернизм вступает в дискуссию с классическим искусством, преодолевает его инерцию, находится в активном поиске новых форм выражения художественных ценностей. В рамках модернизма реализовывались творческие индивидуальности постимпрессионистов, абстракционистов и сюрреалистов.

Постмодернизм пытается игнорировать все созданные ранее художественные ценности и творить «новую Землю и новое Небо». Постмодернизм предлагает новые формы художественного освоения действительности: перформанс, инсталляцию, боди-арт. Вместе с тем представители искусства и литературы постмодернизма отнюдь не невежественны в отношении мирового культурного наследия, им даже свойственна демонстративная цитатность. Но представители постмодернизма относятся к предшествующей культуре с тотальной иронией, они играют ее элементами, произвольно комбинируют их, играют смыслами.   
    Приведите примеры принадлежности наиболее известных представителей современной художественной культуры к каждому из этих направлений; покажите позитивные стороны традиционализма, модернизма и постмодернизма; подумайте, какие аспекты этих направлений могут заключать в себе те или иные негативные тенденции.

 

Образец титульного листа

 

 


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА

Факультет вечернего и заочного обучения

Кафедра истории и регионоведения

Дисциплина: Культурология

Тема контрольной работы

Выполнил:

Фамилия, имя, отчество

Группа

Проверил:

Санкт-Петербург

2014

 


[1] См.: Доступ к научно-образовательному ресурсу — ЭБС IPRbooks / http://www.sut.ru/news/public/ns/main/id/925

 

[2]Кравченко А. И. Культурология. М., Проспект, 2010. – С. 6.

 

[3] Культурология / Под ред.  М. С. Кагана, Ю. С. Солонина. –  М., Юрайт, 2012. – С. 25.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: