Большой круг кровообращения

 

 

 

Основной функцией большого круга является обеспечение газообмена во всех внутренних органах, кроме легких. Большой круг кровообращения начинается из левого желудочка, при сокращении которого кровь, обогащенная кислородом, нагнетается в аорту, артерии, артериолы и капилляры всех органов и тканей, а оттуда по венулам и венам притекает в правое предсердие, где и заканчивается большой круг.

 

Основное назначение сосудов большого круга кровообращения состоит в том, что по артериям артериальная кровь доставляет во все органы питательные вещества и кислород, в капиллярах происходит обмен веществ между кровью и тканями органов, по венам венозная кровь уносит из органов продукты обмена и другие вещества, например, питательные вещества из тонкой кишки.

Малый круг кровообращения

 

 

Малый круг кровообращения начинается из правого желудочка,присокращении которого венозная кровь попадает в легочный ствол и, протекая через легкие, отдает диоксид углерода и насыщается кислородом. Обогащенная кислородом кровь из легких по легочным венам поступает в левое предсердие, где заканчивается малый круг.

Основное назначение сосудов малого круга кровообращения состоит в том, что по артериальным сосудам венозная кровь доставляет в легкие углекислый газ, в капиллярах кровь освобождается от излишков углекислого газа и обогащается кислородом, по венам артериальная кровь уносит из легких кислород.


2) На рисунке 11 показаны два вида растений: лютик ядовитый и лютик едкий. По каким признакам ученые определяют принадлежность этих растений к определенному биологическому виду?

 


Рис. 11

           

Лютик ядовитый

             

Лютик едкий

 

Лютик ядовитый – однолетнее или

                                   
                                                     
 

двулетнее растение с ветвистым, полым

   

Народное название: куриная слепота.

             

 

                                   
 

стеблем, высотой 20 – 45 см.

   

Лютик едкий — многолетнее травянистое

 

 

                                   
 

Листья у него мясистые глянцевые, края

   

растение, достигает в высоту 20—50 см.

           

 

                                   
 

листовой пластинки зазубренные, низ

   

Листья — нижние — длинночерешковые,

 

 

             

 

     

 

 

 

 

испещрен питающими жилами.

   

длиной 5—10 см, пятиугольные,

 

Корневище мочалковидное расположено

   

пальчатораздельные; верхние — сидячие,

   

 

   

 

                                   
 

близко к поверхности грунта.

   

трёхраздельные с линейными, зубчатыми

 

Цветки - мелкие и желтые.

   

долями.

   

 

 

 

                                   
 

Цветение продолжается с конца мая до

   

Цветки — ярко-жёлтого цвета, достигают

   

 

 

                                   
 

начала сентября.

   

2 см в диаметре, одиночные или собраны в

 

Плод – продолговато - цилиндрическая

   

соцветие полузонтик.

   

 

                                   
 

головка.

   

Чашелистиков пять; лепестков — пять;

                               

 

     

 

 

 

                     

множество тычинок и пестиков.

                             

 

 

 

 

 

                     

Цветёт в июне.

                           

 

 

                     

Плод — многоорешек

                                                     

 

В данном сравнении используется морфологический критерий – сравнение по внешним признакам.

 

1.7.    Подготовьте ответы на вопросы:

 

1) По указанным симптомам предложите алгоритм действий по оказанию первой помощи: вследствие падения на руку у пострадавшего наблюдается острая боль нарастающей силы, отек в локтевом суставе, болезненность при пальпации. Пациент не может полноценно осуществить движения рукой. Предложите правила гигиены опорно-

 

двигательной системы.

 

Оказать первую помощь пострадавшему можно подручными средствами: при помощи шарфа, ремня, платка, и.т.д. Нужно согнуть руку в локте 90 градусов, привести к грудной клетке и зафиксировать одним из двух способов:

 

1) сделать петлю и подвесить на шею.

2) Фиксировать к туловищу

На локтевой сустав положить холод.

 

Иммобилизация облегчит боль и в случае перелома не даст сдвинутся обломкам костей, которые могут повредить мягкие ткани, сосуды, что приведет к осложнениям.

 

Холод облегчит боль и в случае повреждения сосудов остановит кровотечение.

 

Вызвать скорую и отправить в больницу.

 

Для поддержания опорно-двигательной системы стоит соблюдать такие правила гигиены опорно-двигательной системы:

 

1. Необходимо систематически заниматься физическими упражнениями;

2. Необходимо вырабатывать и поддерживать хорошую осанку;

 

3. Заниматься утренней зарядкой и спортом;

4. Отказаться от тесной или неудобной обуви;

 

Для профилактики травматизма, нужно подбирать обувь в зависимости от погодных условий, выбранного маршрута.

 

2) Охарактеризуйте строение эукариотической растительной клетки (рисунок 12).

 

 

Рис. 12

1) Ядро

2) Комплекс Гольджи

3) Ядерная оболочка

4) Митохондрия

5) Хлоропласты

6) Вакуоли

 

7) Цитоплазма

8) Клеточная оболочка

9) Эндоплазматическая сеть

 

Клеточная оболочка выполняет следующие функции:

 

· определяет и поддерживает форму клетки;

 

· защищает клетку от механических воздействий и проникновения повреждающих биологических агентов;

 

· отграничивает внутреннее содержимое клетки;

 

· регулирует обмен веществ между клеткой и окружающей средой, обеспечивая постоянство внутриклеточного состава;

 

Цитоплазма —полужидкое содержимое клетки,внутренняя средаживой или умершей клетки, кроме ядра и вакуоли, ограниченная плазматической

 

мембраной. Включает гиалоплазму — основное прозрачное вещество цитоплазмы, находящиеся в ней обязательные клеточные компоненты — органеллы, а также различные непостоянные структуры — включения.

 

Хлоропласты— зелѐные пластиды, которые встречаются в клетках фотосинтезирующих эукариот. С их помощью происходит фотосинтез.

 

Хлоропласты содержат хлорофилл. У зелѐных растений являются двумембранными органеллами.

Вакуоль в растительной клетке окружена одной мембраной, называемой тонопластом. Недавно развившиеся растительные клетки обычно содержат несколько небольших вакуолей.

 

Вакуоли в клетках растений выполняют ряд важных функций:

 

Тургорное давление

Рост — центральные вакуоли помогают в удлинении клеток, поглощая воду

 

и оказывают давление тургора на клеточную стенку

 

Хранение — вакуоли хранят важные минералы, воду, питательные вещества, ионы, отходы, небольшие молекулы, ферменты и растительные пигменты.

 

Детоксикация — вакуоли удаляют потенциально токсичные вещества из цитозоля, такие как избыточные тяжелые металлы и гербициды.

 

Защита — некоторые вакуоли хранят и выделяют химические вещества, которые являются ядовитыми или неприятными для защиты растений от животных.

 

Прорастание семян — вакуоли являются источником питательных веществ для семян во время прорастания. Они хранят важные углеводы, белки и жиры, необходимые для роста.

 

Клеточное ядро — окружѐнный двумя мембранами компартмент эукариотической клетки. Обычно в клетках эукариот имеется одно ядро, однако некоторые типы клеток, например, эритроциты млекопитающих, не имеют ядра, а другие содержат несколько ядер.

 

Комплекс Гольджи — мембранная структура эукариотической клетки, органелла, в основном предназначенная для выведения веществ, синтезированных в эндоплазме.

 

Митохондрия - гранулярная или нитевидная самовоспроизводящаяся органелла, содержащаяся в цитоплазме почти всех эукариотических клеток. Митохондрия является центром клеточного дыхания, обмена веществ и генерирования энергии

 

Эндоплазматическая сеть(ЭПС) -это сеть каналов, пронизывающая цитоплазму. Стенки этих каналов представляют собой мембраны, контактирующие со всеми органами клетки.ЭПС и органоиды вместе составляют единую внутриклеточную систему, которая осуществляет обмен веществ и энергии в клетки обеспечивает внутриклеточный транспорт веществ.

 

 

1.8.    Подготовьте ответы на вопросы:

 

1) Охарактеризуйте условные рефлексы и сформулируйте правила их формирования. Дайте ответ на вопрос: У собаки сформирован условный рефлекс слюноотделения на включенную лампочку. Если включить громкий звуковой сигнал после включения лампочки, то будет наблюдаться полное прекращение слюноотделения. Чем это можно объяснить?

 

Усло́вный рефле́кс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи). Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях исчезают при их отсутствии. Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга.

 

И. П. Павлов раскрыл механизм образования условного рефлекса в опытах с формированием условного слюноотделительного рефлекса у собаки на свет лампочки. При включении лампочки в отсутствие пищи свет от нее является длясобаки вначале безразличным раздражителем, не вызывающим выделение слюны и других безусловных пищеварительных рефлексов. Однако, поскольку собака видит свет лампочки, в зрительной зоне коры больших полушарий возникает возбуждение группы клеток. Лампочка горит, и в это время приносят пищу. Вкус, вид и запах пищи вызывают поток импульсов от рецепторов в пищевой центр, т.е. в группы нейронов в различных отделах головного мозга, в том числе и в коре больших полушарий (пищевом центре коры), связанных с регуляцией функций пищеварения. Пищевой центр возбуждается и от него поступают нервные импульсы к слюнным железам. У собаки происходит выделение слюны, т.е. осуществляется безусловно - рефлекторная реакция.

 

После нескольких повторений сочетаний действия (свет лампочки) и безусловного (пища) раздражителей временная нервная связь становится настолько прочной, что при действии лишь одного безразличного раздражителя (света) возбуждение передается по временной нервной связи из очага, воспринимающего свет, к клеткам пищевого центра. Пищевой центр, являющийся безусловно - рефлекторным очагом, возбуждается и посылает импульсы к слюнным железам. В результате у собаки выделяется слюна, хотя ей пищи пока еще не приносили. С этого момента свет лампочки перестал быть безразличным раздражителем для собаки, а стал условным сигналом, что скоро должны принести пищу. Выработался условный слюноотделительный рефлекс на загорание лампочки.

Правила формирования условного рефлекса:

 

1. Для образования условного рефлекса необходимо совпадение по времени, т. е. сочетание какого-либо условного раздражителя с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс (безусловным раздражителем). Количество сочетаний может колебаться от немногих до многократных, в зависимости от различных факторов (заинтересованности собаки и т. п.).

 

2. Для более быстрого образования временных связей необходимо, чтобы действие условного раздражителя несколько предшествовало действию безусловного.

 

4. Условный раздражитель должен быть физиологически более слабым, по сравнению с безусловным. Скорость образования условных рефлексов очень сильно зависит от степени значимости безусловного раздражителя для данного животного, т. е. безусловный раздражитель (подкрепление) должен быть значимым.

 

5. Для образования условного рефлекса необходимо нормальное, деятельное состояние головного мозга.

 

6. Во время образования условного рефлекса должны отсутствовать посторонние раздражители, т. е. такие, которые вызывают собственные ответные реакции. Наиболее часто встречается ориентировочная реакция, при которой прекращается вся текущая деятельность собаки.

При включении громкого сигнала происходит внешнее торможение условного рефлекса. Если на организм во время условно-рефлекторнойдеятельности действует какой-нибудь посторонний раздражитель, который сам вызывает новый доминантный очаг возбуждения, выработанная связь может временно тормозиться, и соответствующий сигнал перестает вызывать условную реакцию. Очаг, вызванный действием постороннего раздражителя, вызывает торможение очага условного рефлекса. Такое торможение, выражающееся в прекращении условной реакции при действии постороннего раздражителя, есть внешнее торможение. Это торможение является прирожденным механизмом нервной деятельности, его не нужно вырабатывать, поэтому его называют также безусловным, или пассивным, торможением.

 

2).Назовите типы приспособлений у растений, показанных на рисунке 13. Какое значение имеют эти приспособления? В чем заключается относительный характер приспособлений?

 

 

 

Рис. 13

 

Береза, клен - образуют крылышки, а на плодах одуванчика, пушистые парашютики. С их помощью семянки могут пролетать по ветру десятки и даже сотни метров.

 

Мак во время порыва ветра пригибается к земле, а затем с силой выпрямляется и рассеивает семена через отверстия коробочек.

 У лопуха и череды имеются прицепки. Они цепляются к шерсти животных и те поневоле переносят их на различные расстояния.

 

Бешенный огурец с силой выбрасывает семена после созревания, бешеный огурец как бы стреляет своими семенами.

 

В процессе эволюции под действием естественного отбора у растений выработались приспособления для распространения плодов и семян для расселения растений определенным способом в конкретных условиях среды обитания.

 

Почему приспособленность имеет относительный характер? Все просто. Если организм адаптируется к конкретным условия среды, то к другим условиям он может оказаться неподготовленным. Факторы внешней среды обычно изменяются быстрее, чем организмы, которым для этого нужно пройти хотя бы несколько поколений.

 

 

1.9.    Подготовьте ответы на вопросы:

 

1) Охарактеризуйте понятие «витамины». На какие две группы можно разделить витамины, перечислите эти витамины. Приведите примеры трех витаминов (на выбор), их физиологическое значение, признаки а- и гиповитаминоза, источники витаминов. В аптеках широкий выбор искусственно синтезированных витаминов. Насколько целесообразно, на ваш взгляд, употреблять их в пищу?

Витамины –это органические соединения,содержащиеся в продуктах питания в очень ограниченных количествах и необходимые организму для нормального осуществления обмена веществ и поддержания жизненно важных функций, таких как рост, репродукция и нормальная работоспособность всех органов и тканей.

 

Витамины разделяются на 2 группы: жирорастворимые (A, D, K, E) и водорастворимые (B1, B2, B6, B9, B12, PP, P, H, C).

 

Аскорбиновая кислота (C) -Отвечает за образование коллагена,серотонина,катехоламинов. Является полезным для кожи, мозговой деятельности и моторики. Регулирует восстановительные процессы в тканях. Улучшает иммунную защиту организма. Уменьшает эффекты воздействия различных аллергенов. Играет важную роль в регуляции окислительно-восстановительных процессов. Содержится в продуктах растительного происхождения (Овощи и фрукты).

 

Ретинол (А) Витамин А участвует в целом ряде метаболических процессов,протекающих в человеческом организме. Он играет важную роль в регуляции биосинтеза протеинов и обеспечивает стабильность мембран клеток. Соединение необходимо для образования костной ткани, а также эмали и дентина. Благодаря ему образуются нужные человеку жировые запасы. Витамин влияет на рост и развитие организма, повышает защитные свойства, улучшает зрение. Содержится в продуктах растительного происхождения (Овощи и фрукты), а также в мясе животных, рыбе, печени.

 

Токоферол (Е) Является главным питательным веществом-антиоксидантом.Замедляет процесс старения клеток вследствие окисления. Улучшает питание клеток. Укрепляет стенки кровеносных сосудов. Укрепляет стенки кровеносных сосудов. Предотвращает образование тромбов и способствует их рассасыванию. Укрепляет миокард. Содержится в растительном и сливочном маслах, зелени, молоке, яйцах, печени, мясе, а также злаковых.

Гиповитаминоз –недостаток в организме одного или целой группы витамин.Гиповитаминоз С, или цинга, проявляется кровоточивостью десен, выпадением зубов, кровоизлияниями в мягкие ткани.

 

Для гиповитаминоза А характерны нарушения зрения (сумеречная слепота, дефекты цветовосприятия), повышенное ороговение кожи, ломкость и выпадение волос. На ногтях образуются белесоватые бороздки и возвышения; роговица становится сухой, мутноватой; имеются светлые четко очерченные пятна вокруг рта.

Недостаток витамина Е может наблюдаться у новорожденных детей, поскольку токоферолы плохо проникают через плаценту. Следствием дефицита витамин Е может явиться гемолитическая анемия, ретинопатия, нарушение зрения, липофусциноз.

Синтетические витамины -витамины полученные искусственным путём.Сбалансированное питание снабжает организм необходимыми натуральными витаминами. Так как продукция натуральная, то все вещества и элементы быстро всасываются в кровь и распространяются по организму, положительно воздействуя на все органы.

 

Синтетическим препаратам не хватает элементов, из-за чего оказывается сильная нагрузка на организм, истощаются минеральные ресурсы, страдают почки и пищеварительный тракт. Аналоги натуральных веществ не способны обеспечить органы всем необходимым.

 

2) а рисунке 14 приведены этапы мейоза. Охарактеризуйте последовательность событий, происходящих в клетке на этих этапах. Раскройте понятие «кроссинговер».Укажите биологическую роль мейоза.

 

 

Рис. 14

Мейоз — процесс деления клеточного ядра с образованием четырех дочернихядер, каждое из которых содержит вдвое меньше хромосом, чем исходное ядро.

 

Первое деление

 

Профаза I -центриоли мигрируют к полюсам клетки,формируются нитиверетена деления, разрушаются ядерная мембрана и ядрышки.

 

Метафаза I —бивалентные хромосомы выстраиваются вдоль экватора клетки.

Анафаза I —микротрубочки сокращаются,биваленты делятся,и хромосомырасходятся к полюсам. Важно отметить, что, из-за конъюгации к полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух хроматид каждая, а не отдельные хроматиды, как в митозе.

 

Телофаза I —хромосомы деспирализуются и появляется ядерная оболочка.

 

Второе деление

 

Профаза II —происходит конденсация хромосом,клеточный центр делится ипродукты его деления расходятся к полюсам ядра, разрушается ядерная оболочка, образуется веретено деления, перпендикулярное первому веретену.

 

Метафаза II —унивалентные хромосомы(состоящие из двух хроматидкаждая) располагаются на экваторе в одной плоскости, образуя так называемую метафазную пластинку.

 

Анафаза II  хроматиды расходятся к полюсам.

Телофаза II —хромосомы деспирализуются и появляется ядерная оболочка.

В результате мейоза из одной диплоидной клетки образуется четыре гаплоидных клетки.

Кроссинговер — это обмен гомологичными участками гомологичныххромосом, который может сопровождаться обменом генов.

 

Кроссинговер может происходить в одном или в нескольких участках хромосом.

 

В результате рекомбинации (кроссинговера) могут появляться новые полезные признаки и их сочетания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: