Класс. Урок 13.04.2020 г.
Тема урока: Способы кодирования информации.
Тип урока: получение новых знаний.
Цель урока: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление понимания процесса кодирования информации, различных видов кодирования.
Задачи урока:
а) формирование представлений о кодах и кодировании, умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования, умения перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде (метапредметный результат).
в) понимание значения различных кодов в жизни человека, формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к информатике, формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, творческого мышления (личностный результат).
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Используемые на уроке средства ИКТ:
- Персональный компьютер (ПК) учителя;
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска;
- ПК учащихся.
- Презентация
- Компьютерная программа:
Дидактические материалы: карточки с заданиями для работы в группах.
Система оценивания.
За каждое быстро и правильно выполненное задание группа получает от 4 до 1 ключа. Количество ключей заносит в свой бортовой журнал. В конце урока команда подсчитывает количество набранных ключей.
Ход занятия
I. Организационный момент
Приветствие обучающихся, проверка готовности к занятию.
II. Актуализация изучения нового материала
Ребята, вчера по электронной почте я получил странное письмо. Вот оно:
Я не смог его прочитать. Как вы думаете, сможете ли вы мне помочь?
А может быть, вы сможете разгадать, о чем говорится здесь?
(Предположительный ответ детей: нет, так как мы не понимаем значение этих рисунков)
Значит, чтобы понимать ее смысл надо знать шифр, с помощью которого можно ее разгадать.
III. Изучение нового материала
К письму, которое мне пришло, прилагалась следующая таблица: здесь каждая буква получила свой порядковый номер в алфавите.
Давайте расшифруем письмо. Каждый стол разгадывает "Письмо".
А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | Й |
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 |
К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Ъ | Ы | Ь | Э | Ю | Я |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
“Письмо”
12 13 01 05
15 01
16 19 20 18 16 03 06
05 06 19 33 20 10
17 01 13 30 14
(К Л А Д
Н А
О С Т Р О В Е
Д Е С Я Т И
П А Л Ь М)
Для того чтобы найти клад, я предлагаю вам отправиться в морское путешествие в поисках клада.
Отправляемся в дальнее странствие. Впереди нас ждут трудные испытания и сложные задания.
Для начала нам необходимо каждой команде дать название
(каждой команде раздаются листочки с ребусами, отгаданный ребус становится названием команды)
Название команд:
Компас
Прибой
Парус
Лавина
Путешественники ведут дневник, в который записывают все свои наблюдения.
У вас на столах лежит “Дневник путешественника”
Давайте их возьмем и подпишем.
В данный дневник мы будем заносить количество ключей за каждое выполненное задания.
Все путешественники берут в дорогу какие-то предметы. Какой предмет возьмем мы узнаем, выполнив задание “Предмет в дорогу”. (Каждый из членов команд получает листок где необходимо по клеточкам согласно приложенному алгоритму нарисовать узор, затем соединив узоры вместе команда должна получить предмет, который она возьмет с собой в дорогу) Каждая команда выходит к доске и составляет получившийся предмет.
Проверяем:
Заносим в дневник наблюдателя баллы за задание.
Итак, наконец, мы отправляемся в путь. Ветер попутный, поднимаем паруса. Курс на Остров десяти пальм!
А что там нам машут на соседних кораблях?
Чтобы передать сообщение с одного корабля на другой, люди в древности использовали “Семафорную азбуку”. Все вместе отгадываем слово которое загадано на доске. А теперь давайте посмотрим, что же нам хотят сказать на других кораблях. Каждая команда разгадывает свое слово.
Задание “Семафорная азбука”.
Ветер, Смерч, Пурга, Залив
Заносим в дневник наблюдателя баллы за задание.
IV. Физкультминутка.
Плывем дальше, видим порт, возле входа стоит стражник и чтобы нам войти в порт необходимо выполнить все его указания. Встаем, смотрим и повторяем движения.
Вдохните полной грудью морской воздух. Хорошо на палубе.
Возьмите в руки бинокли. Посмотрите налево. Остров!
Странно, на берегу валяется какой-то предмет. Давайте посмотрим что это.
“Бутылка с запиской”
краб, лодка, акула, дельфин;
пират, остров, дно;
парус, акваланг, лоцман, ь, мачта, океан, йод;
залив, айсберг, гарпун, лагуна, якорь, невод, иллюминатор;
весло;
чайка, ёрш, рыба, навигация, ы, йогурт;
яхта, щупальца, исток, капитан.
Так что написано в этом письме?
Ответ. КЛАД ПОД ПАЛЬМОЙ, ЗАГЛЯНИ В ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
V. Компьютерный практикум
Сразу и не разберемся что тут написано, нам необходимо с вами набраться опыта. Каждая команда садиться за компьютер и выполняет задания. Кто больше заданий выполнит за определенный промежуток времени тот получает 4 балла.