В перечне аварий по этой причине с большим отрывом лидируют боббины. Самый яркий пример ошибок при подготовке к спуску - аварии из-за неполного закрытия обоймы этих ФСУ, приводящие к полному отстегиванию его от веревки в процессе спуска с последующим падением.
Два случая в 2003 году - тяжелые травмы Александра Кабанихина при падении в пещере Крубера 23 августа и гибель опытного американского спелеолога Дика Грэхэма (Dick Graham) 27 сентября в пещере Lori Cori Cave, - убедительные примеры объективно существующей опасности этого рода (Рис.2). Оба случая и анализ причин происшествия описаны в моей статье " Внимание - недозакрытая боббина!", 2006 год[4].
Падение по этой причине неизбежно, если не пользоваться отдельной, независимой от спускового устройства, самостраховкой.
Подчеркну это - отдельной от спускового устройства, независимо связывающей нашу подвесную систему с рапелью.
И такие падения повторяются с печальной периодичностью.
Рис.3. Раскрытие корпуса боббины во время спуска:
|
|
1-3 - из-за неправильно вставшего мэйлон рапида ( photos by Laura Maish from Andrea Futrell & Bill Storage "Lori Cori Cave Accident Analysis", 2004 )
4-6 - из-за поворота карабина (зеленая стрелка) с давлением на пластиковую защелку ( красная стрелка ее движения ) с последующим "выстреливанием" подвижной половинки обоймы на открывание.
Принципиально возможны две причины отказа боббины с последующим отделением ее от рапели:
1) Неполное закрытие корпуса в момент пристегивания к веревке (см. Рис.2).
2) Открывание корпуса по ходу спуска карабином или мэйлон рапидом - неправильно вставшим при старте и затем развернувшимся при изменении направления нагрузки (Рис.3).
1.2.2. "Потеря трения"
"Потерей трения" я называю резкое неожиданное уменьшение силы торможения в спусковом устройстве по ходу спуска, приводящее к падению вдоль веревки даже на встегнутом в нее ФСУ. Этому существует несколько причин.
В результате неожиданного снижения коэффициента трения
Впервые с этим явлением я столкнулся зимой 1978 года, когда при спуске по Центральной шахте на Нижний ярус Кутук-Сумгана неожиданно попал на участок обледенелой веревки и "сквозанул" на своей рогатке чуть ли не до самого дна, чудом притормозив метра за два. Страхующий то ли не ожидал от меня такой прыти, то ли напротив думал, что я так тороплюсь, но никак не препятствовал моему полету. Но обошлось. Это было еще до SRT.
Рис.4. 120-метровый отвес каньона Нахаль Хацацон, Израиль
1 - В начале спуска по верхней 70-метровой части - "белое пятно" лотка
2 - Ника Слоник в одном из каньонов Израиля,
|
|
3 - Вид на отвес из каньона у его подножия ( в кружке наш палаточный лагерь ).
Последний известный мне случай из той же группы произошел в 2005 году в Израиле с моей ученицей в азах вертикальной техники, ныне доктором наук из Швейцарии, известной среди друзей под милым ником Слоник. Их группа шла по каньону ручья Хацацон, известному своим великолепным 120-метровым отвесом (Рис.4) Специально для этого отвеса была куплена 130-метровая веревка одним концом - иначе сдернуть навеску за собой становится проблематичным. Веревку распаковали перед отвесом, навесили, и Слоник пошла на спуск первой.
"Я нарушила все, что вы нам говорили! - смущенно улыбалась она потом, рассказывая мне об этом своем спуске. - Ведь знала, что так не надо делать!"
Вместо спускового устройства - " Reverso ", вместо самостраховки - " Прусик " с двумя витками. Группа состояла из скалолазов, и другое снаряжение просто не признавалось. Слоник вышла на перегиб склона и начала спуск. И только тут поняла, что новая веревка страшно скользкая! Но поначалу вес рапели - без малого 8 кг, помогал контролирующей руке удерживать скорость в нормальных пределах.
Первые 70 метров спуска идут вдоль почти вертикального великолепного скального зеркала (белый лоток на Рис.4), последние 50 - в чистом висе под грандиозным навесом.
По мере того, как веревка ниже спускового устройства оставалась короче, вес ее снижался. Вдобавок ко всему, Слоник была без перчаток. И если " Азиан-рэк ", например, позволяет такие вольности, то " Реверсо " - нет.
Когда Слоник поняла, что не в силах тормозить и практически падает, она отпустила схватывающий, попытавшись зависнуть на самостраховке. Но схватывающий... не сработал! Ведь он был из 2-х витков, что для самостраховки недопустимо. И падение продолжалось.
Девушку спас узел - пропущенный при разматывании бухты или случайно завязавшийся при полете веревки. И то, что при другом стечении обстоятельств вызвало бы обоснованные проклятия, в этот раз стало Чудом, остановившим падение. Что стоило завершить спуск с обожженными пальцами, как-то перестегнувшись через узел, можно только представить... Но Слоник всегда отличалась спортивностью, силой воли и умением собираться. И я просто счастлив, что все так здорово обошлось.
Совершенно новая веревка всегда будто намылена, и к этому надо быть готовым. Может быть, в Пот-2 тоже была новая веревка? Только узел уже не помог.