Особенности налогообложения прибыли кредитных и страховых организаций, иностранных юридических лиц

Особенности для страховых организаций ( страховщиков) состоят в следующем.

К доходам страховой организации, кроме доходов, перечисленных в п. 1, относятся доходы от осуществления страховой деятельности, например, страховые премии по договорам страхования, вознаграждения за оказание услуг страхового агента и другие (ст. 293 НК РФ, всего 12 пунктов).

 К расходам страховых организаций, кроме расходов, перечисленных в п. 1, относятся расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности, например, суммы отчислений в страховые резервы, страховые выплаты по договорам страхования (ст. 294 НК РФ, всего 10 пунктов).

Отдельно определяются доходы и расходы страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование.

К доходам таких организаций относятся средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования.

К расходам страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, относят расходы, понесенные указанными организациями при осуществлении страховой деятельности по обязательному медицинскому страхованию, в том числе суммы отчислений в страховые резервы (резерв оплаты медицинских услуг, запасной резерв, резерв финансирования предупредительных мероприятий).

Имеются особенности исчисления налога на прибыль организаций иностранными организациями. Под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимается любое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов; проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов; продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов. Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ, состоят в следующем.

Объектом налогообложения признается: • доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов; • доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в РФ за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов; • другие доходы от источников в РФ, относящиеся к постоянному представительству.

Налоговая база определяется как денежное выражение объекта налогообложения.

Если иностранная организация осуществляет на территории РФ деятельность подготовительного и вспомогательного характера в интересах третьих лиц, приводящую к образованию постоянного представительства, и при этом в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения, налоговая база определяется в размере 20% от суммы расходов этого постоянного представительства, связанных с такой деятельностью.

Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ и получающих доходы от источников в РФ, состоят в следующем.

Объектом налогообложения являются доходы, перечисленные в статье 309 НК РФ (10 пунктов), к которым относятся, например: • дивиденды, выплачиваемые иностранной организации − акционеру российских организаций; • доходы от использования в России прав на объекты интеллектуальной собственности; доходы от сдачи в аренду имущества, используемого на территории РФ; • доходы от международных перевозок и другие аналогичные доходы.

Налоговая база по доходам иностранной организации и сумма налога, удерживаемого с таких доходов, исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы. При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход, по официальному курсу (кросс-курсу) Центрального банка РФ на дату осуществления таких расходов.

Особенности определения доходов и расходов банков. К доходам банков, кроме доходов, перечисленных в п. 4.1. относятся также доходы от осуществления банковской деятельности. В соответствии со статьей 290 НК РФ к таким доходам относятся, например, доходы в виде процентов от размещения банком денежных средств, предоставления кредитов и займов, от инкассации денежных средств, по операциям купли-продажи драгоценных металлов, от проведения операций с иностранной валютой и другие. К расходам банка, кроме расходов, перечисленных в п. 4.1. относятся расходы, перечисленные в статье 291 НК РФ. К ним, например, относятся: проценты по договорам банковского вклада, суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, расходы по переводу пенсий и пособий, суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот и другие расходы. Особенности определения доходов и расходов негосударственных пенсионных фондов. Согласно статье 295 НК РФ доходы негосударственных пенсионных фондов определяются раздельно по доходам полученных от размещения пенсионных резервов, доходам, полученным от инвестирования пенсионных накоплений, и доходам, полученным от уставной деятельности указанных фондов.

Для негосударственных пенсионных фондов раздельно определяются расходы (ст. 296 НК РФ), связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, расходы, связанные с получением дохода от инвестирования пенсионных накоплений, и расходы, связанные с обеспечением уставной деятельности указанных фондов.

Особенности определения доходов и расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг. К доходам профессиональных участников рынка ценных бумаг, кроме доходов, перечисленных в п. 4.1., относятся доходы от осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, к которым в частности относятся: доходы от оказания посреднических услуг, доходы от предоставления консультационных услуг и прочие доходы, перечисленные в статье 298 НК РФ.

 Особенности определения расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг описаны в статье 299 НК РФ. К таким расходам относятся, в частности, расходы в виде взносов организаторам торговли, расходы на осуществление экспертизы, связанной с подлинностью представляемых документов, и другие расходы.

Имеются особенности налогообложения различных операций с ценными бумагами. Например, статьи 301-305 НК РФ регламентируют особенности налогообложения срочных сделок. Имеются также особенности налогообложения некоммерческих организаций, государ-ственных и муниципальных учреждений, налогоплательщиков, получающих доход на основе договоров поручения, договоров комиссии и агентских договоров, осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества и другие. Подробнее особенности налогообложения прибыли см. [1] и НК РФ.

Вопросы:

 1. Перечислите особенности формирования доходов и расходов страховых организаций, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

 2. Какие доходы являются объектом обложения налога на прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство?

 3. Приведите примеры особенностей расчета налога на прибыль кредитных организаций.

 

Т ЕМА 4*. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

4.1*. Платежи за пользование природными ресурсами

 В соответствии с действующим законодательством термин платежи за пользование природными ресурсами включает как налоговые платежи и сборы, так и неналоговые доходы бюджета.

К налоговым платежам и сборам (они регламентированы НК РФ) относятся: – налог на добычу полезных ископаемых, – водный налог, – сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; – земельный налог.

К неналоговым доходам бюджета отнесены: платежи за негативное воздействие на окружающую среду; платежи за пользование лесными ресурсами. Они регламентированы другими федеральными законами.

В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) должна взиматься: – за право пользования и использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов; – за сверхлимитное и иррациональное использование природных ресурсов; – за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Система платежей состоит из следующих элементов:

 – платы за пользование природными ресурсами, в которой реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурса;

– платы за воспроизводство и охрану природных ресурсов, которая представляет собой оплачиваемые предприятиями расходы специализируемых предприятий и организаций на восстановление природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственную деятельность;

 – штрафных платежей за сверхлимитное использование природных ресурсов. В настоящее время в России сложилась система платежей за природные ресурсы, включающая в себя: платежи за пользование недрами, плату за загрязнение окружающей среды, сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов, водный налог, земельный налог, плату за лесопользование.

Далее представлены налоговые платежи и сборы за пользование природными ресурсами и отмечены соответствующие неналоговые доходы бюджета.

4.2*. Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых относится в РФ к числу федеральных налогов. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели – пользователи недр.

Объектами налогообложения являются: – полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ; – полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах; – полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование. Некоторые виды полезных ископаемых не признаются объектом налогообложения, например: – общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления; – добытые геологические коллекционные материалы; – полезные ископаемые, добытые из недр при использовании, реконструкции особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное или иное общественное значение.

В статье 337 НК РФ вводится термин «добытые полезные ископаемые», то есть продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в добытом из недр (отходов) сырье. Это первая продукция, качество которой соответствует государственному стандарту РФ. В статье 337 приведен перечень полезных ископаемых, облагаемых налогом на добычу полезных ископаемых (16 видов).

Налоговую базу рассчитывают по каждому из них, для этого определяют количество и стоимость добытых полезных ископаемых. 51 Порядок определения добытого полезного ископаемого определен в статье 339 НК РФ. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема. Количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто. Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом (то есть посредством применения измерительных средств и устройств либо расчетным способом по данным о содержании добытого полезного ископаемого в минеральном сырье, извлекаемом из недр, отходов или потерь соответственно), если НК РФ не предусмотрено иное. Если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого.

 Метод, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения в связи с изменением применяемой технологии добычи. Налогооблагаемой базой является стоимость добытого полезного ископаемого. Налоговая база определяется как произведение его количества на стоимость одной физической единицы. Статья 340 НК РФ определяет особый порядок оценки стоимости.

 Оценка стоимости определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых: самая низкая ставка – для калийных солей (3,8%), самая высокая – для нефти (16,5%) и газового конденсата (17,5%).

При добыче некоторых полезных ископаемых применяется ставка 0%.

 

4 .3*. Водный налог

 Водный налог в РФ относится к числу федеральных налогов.

  Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Физические лица, использующие воду для специальных (особых) целей, должны иметь лицензию, которая выдается гражданам при использовании воды для их предпринимательской деятельности. Такой порядок установлен статьей 27 Водного кодекса РФ.

К специальному водопользованию относится забор воды, который плательщики производят из рек, озер и т.д. для  снабжения населения, а также для удовлетворения собственных нужд.

Забор воды должен осуществляться при помощи специальных сооружений, технических средств и устройств. Если водоемы используются для нужд обороны, для сохранения или производства рыбы, то они находятся в особом пользовании. Такие разъяснения даны «Правилами представления в пользование водных объектов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 г. № 383 и «Перечнем видов специального водопользования», утвержденным Приказом Минприроды России от 23.10.1998 г. № 232.

Не признаются налогоплательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами: 1) забор воды из водных объектов; 2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

В статье 333.9 НК РФ перечислены виды водопользования, не являющиеся объектом налогообложения (всего 15 пунктов).

  Забор воды из водных объектов не является объектом налогообложения в следующих случаях: – забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и природные лечебные ресурсы, а также термальных вод; – забор из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; – забор из водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов, – забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Использование акватории водных объектов не является объектом налогообложения в следующих случаях: – для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; – для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов; – для рыболовства и охоты.

Не облагаются также водным налогом такие виды водопользования, как:  – использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений; – особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства; – забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан.

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого водного объекта.

Ставки налога дифференцированы по экономическим районам, бассейнам рек, озер, морей и объектам налогообложения и устанавливаются федеральным законодательством.

 

4.4*. Платежи за пользование землей. Земельный налог

Платежи за пользование землей состоят из земельного налога и арендной платы.

 Земельный налог в РФ относится к числу местных налогов.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В статье 389 НК РФ перечислены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения, среди них: – земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; – земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; – земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; – земельные участки из состава земель лесного фонда; 54 – земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка.

Ставки налога устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но не могут превышать:

• 0.3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения; занятых жилищным фондом и инженерной инфраструктурой жилищно-коммунального комплекса; предоставленных для личного подсобного хозяйства;

• 1.5% в отношении прочих земельных участков.

Для ряда категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на необлагаемую сумму в размере 10 тысяч руб.: – Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; – инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; – инвалиды с детства; – ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий и другие категории налогоплательщиков. Определенные категории налогоплательщиков освобождены от уплаты земельного налога, среди них:

 – организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

 – организации в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

– религиозные организации  в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения; – общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

– организации народных художественных промыслов, в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

– физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины 55 таких народов, в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Сумма арендной платы и сроки уплаты указываются в договоре на аренду земли, заключенным между арендатором и арендодателем.

 

4.5*. Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов относятся в РФ к числу федеральных сборов.

Плательщиками с бора за пользование объектами животного мира (водных биологических ресурсов) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию на пользование объектами животного мира на территории РФ (в том числе разрешение на добычу водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген).

Объектами обложения не признаются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования.

Такое право распространяется только на количество объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Ставки дифференцированы по видам используемого ресурса и выражены в рублях.

 

4.6*. Платежи за пользование лесным фондом

Лесопользование в Российской Федерации регулируется Лесным кодексом РФ. Задачи и цели лесного законодательства установлены в статье 2 Лесного кодекса: обеспечение рационального использования лесов, их охрана, защита и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение потребности общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования.

 Платежи за пользование лесным фондом включают в себя арендную плату за участок лесного фонда, сданный в аренду; лесные подати и плату за перевод лесных земель в нелесные. Лесные подати взимаются за древесину, отпускаемую на корню; сенокошение, выпас скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих ягод, грибов, лекарственных растений, размещение ульев, пасек; использование лесных угодий для нужд охотничьих хозяйств, в оздоровительных, туристических, спортивных целях.

Минимальные ставки лесных податей дифференцированы по лесотаксовым поясам и группам лесов; видам основных пород деревьев; качеству древесины (деловая, дровяная); сортименту деловой древесины (крупная, средняя, мелкая).

Наиболее высокие таксы установлены на бук, дуб, кедр, сосну, самые низкие – на осину, ольху. Минимальные ставки позволяют определить нижнюю границу рыночной цены используемых лесных ресурсов и применяются при продаже древесины на корню и при выдаче разрешений на право пользования другими ресурсами леса с торгов, аукционов и конкурсов в качестве начальной цены. Конкретные ставки и размеры лесных податей определяются субъектами РФ, но не могут быть ниже минимальных ставок. Объектом обложения лесных податей является объем древесины на корню.

 Для определения объема производства осуществляется материальная оценка лесосеки или запаса древесины в плотных кубометрах. При этом применяются специальные таблицы, разработанные по лесотаксовым поясам и породам леса. Исчисленная плата за отпуск древесины на корню фиксируется в лесорубочных билетах, выданных на заготовку и вывоз древесины.

Плата за перевод лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, взимается с юридических и физических лиц, в интересах которых осуществляется перевод. Размер платы, порядок взимания и учета определяются Правительством РФ.

Арендная плата взимается при долгосрочном пользовании (при аренде участка лесного фонда на срок до 49 лет) для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Размер арендной платы и срок ее уплаты определяется договором аренды. В статье 107 Лесного кодекса РФ перечислены категории лиц, освобожденных от платы за пользование лесным фондом для собственных нужд. К ним относятся: крестьянские (фермерские) хозяйства; представители коренных малочисленных народов; участники Великой Отечественной войны; инвалиды I и II групп; лица, пострадавшие от стихийных бедствий; пенсионеры, проживающие в сельской местности; вынужденные переселенцы и др.

 Вопросы:

 1. Охарактеризуйте содержание платежей за природные ресурсы.

 2. Объясните термин «добытое полезное ископаемое».

3. Кто является плательщиком налога за пользование водными ресурсами?

 4. Кто признается плательщиком земельного налога?

5. Кто освобожден от уплаты земельного налога?

6. Кто и как определяет размер ставки по земельному налогу?

7. Назовите плательщиков сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

8. Кто освобожден от уплаты сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов?

9. Назовите основные льготы по платежам за пользование лесным фондом для собственных нужд.

 

 

4 .7*. Государственная пошлина

Государственная пошлина представляет собой федеральный сбор, взимаемый при совершении юридически значимых действий или выдаче документов органами государственной власти. Государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий.

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они: 1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.

Размер государственной пошлины является единым на всей территории России и регулируется НК РФ.

Ставки г осударственной пошлины зависят от характера совершаемых органами власти действий. Ставки устанавливаются либо твердой форме (в рублях), либо в процентном отношении к соответствующей сумме (иска, договора).

Для определенных категорий граждан и организаций предусмотрены льготы по уплате. Льготы предоставляются в следующих формах:

1. полное освобождение от уплаты государственной пошлины некоторых категорий:

 -плательщиков: участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

-  по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном Суде Российской Федерации,

-при обращении в органы и к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния;

– освобождение от государственной пошлины определенных операций (например, выдача паспорта гражданина РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; иски о взыскании алиментов; иски о взыскании заработной платы; подача в суд заявлений об усыновлении ребенка;  иски неимущественного характера, связанные с защитой прав и законных интересов инвалидов); – в виде установления необлагаемой суммы (например, истцы − инвалиды I и II группы освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах общей юрисдикции, если цена иска не превышает 1 млн. руб.);

2. понижение ставок государственной пошлины (например, инвалиды I и II группы уплачивают 50% от установленных ставок по всем видам нотариальных действий).

 

4 .8*. Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес относится к числу региональных налогов. Он подлежит уплате как юридическими, так и физическими лицами.

Под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша или платы за проведение азартных игр или пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

  Объектами налогообложения признаются: 1) игровой стол; 2) игровой автомат; 3) касса тотализатора; 4) касса букмекерской конторы.

Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе не позднее, чем за два дня до даты установки объекта налогообложения. По каждому виду объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, определенных НК РФ

1)за каждый игровой стол налог от 50000р. до 250000р.; 2) игровой автомат- от 3000р. до 15000р.; 3) за каждую кассу тотализатора и кассу букмекерской конторы – от 50000р. до 250000руб.

В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов РФ, применяются минимальные размеры ставок. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.  Платежи ежемесячно не позднее 20 числа следующего м-ца.

 

4.9*. Транспортный налог

Транспортный налог относится в Российской Федерации к региональным налогам. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также лица, являющиеся маркетинговыми 59 партнерами Международного олимпийского комитета, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией или проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. В статье 358 НК РФ перечислены транспортные средства, не являющиеся объектами налогообложения: – весельные лодки; моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; – автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами; – автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные через органы социальной защиты населения и др.

Не облагаются транспортным налогом: – промысловые морские и речные суда; – пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских или грузовых перевозок и др.

Налоговая база определяется в соответствии со статьей 359, например, в отношении транспортных средств, имеющих двигатели − как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый, второй и третий квартал. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Размеры налоговых ставок регламентируются НК РФ ст.361. Указанные налоговые ставки, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

 Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу описан в статье 362 НК РФ. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Возврат суммы излишне уплаченного налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета.

Вопросы:

 1. В каких случаях возникает необходимость уплаты государственной пошлины?

2. Перечислите формы предоставления льгот при уплате государственной пошлины.

3. Назовите объекты налогообложения для налога на игорный бизнес.

4. Назовите объекты налогообложения для транспортного налога.

 5. Какие транспортные средства не облагаются транспортным налогом?

6. Транспортные средства каких организаций не облагаются транспортным налогом?

7. Как определяются, как и кем устанавливаются налоговые ставки при уплате транспортного налога?  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: