Что характеризует отлаженную систему спортивных соревнований? Какие подсистемы включает полноценная система подготовки спортсмена?

Особенности спортивных соревнований:

1.Строгая регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего

персонала и других лиц;

2.Наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;

3.Высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями в борьбе за результат;

4.Равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов (правила проведения соревнований и положение о соревнованиях);

5.Наличие определенных форм и требований, выполнение которых дает право на выполнение спортсмену звания «спортсмен-разрядник», «мастер спорта», «мастер спорта международного спорта» и «заслуженный мастер спорта».

Составными частями любого соревнования являются:

1. Спортсмены-соперники;

2. Предмет состязаний,т. е. совокупность действий и способов ведения соревновательной борьбы (техникой, тактикой) в избранном виде спорта;

3. Судейство, (правила соревнований, нормы, критерии и технология определения мест соревнующихся и пр.);

4. Средства и службы обеспечения соревновательной деятельности;

5. Болельщики и зрители;

6. Распределение мест участников состязаний, т. е. в порядке от лучшего к худшему.

Регламентирующие планирование, организацию и проведение соревнований:

1 Единая спортивная классификация

2 Календарь соревнований

3 Положение о соревнованиях

4 Правила соревнований по виду спорта

5 Протоколы

Составляющие системы подготовки спортсмена:

Спортивная тренировка в рассматриваемом отношении является первостепенным слагаемым и преобладающей формой подготовки спортсмена.

Система спортивных соревнований включает последовательно развернутый ряд соревнований различных рангов и конкретных назначений, организуемых в соответствии с закономерностями функционирования спорта

Система дополнительных факторов спортивной подготовки

 к их числу относится регулируемое использование факторов естественной среды (атмосферной и водной, солнечной радиации), специализированное питание и фармакологические добавки к нему (исключая допинговые и другие запрещенные препараты), специализированные разновидности массажа, банных, психогигиенических воздействий, видоизменение общего режима жизни применительно к требованиям и условиям спортивной деятельности и т.д.

Психология и педагогика

Психологическая систематика видов спорта.

 

Психологические особенности развития и функционирования познавательных процессов на уроках физической культуры и в условиях спортивной деятельности. Ощущение. Восприятие. Внимание. Мышление. Память. Воображение.

Первостепенное значение для нормального течения психических процессов имеет, безусловно, физическая активность в силу того, что между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь. В этом случае двигательная деятельность будет занимать важное место в педагогическом процессе. Физическая культура является основной деятельностью в оптимизации психических состояний и свойств у школьников. Многообразие форм и методов, использованных мною на уроках и во внеурочной работе, преследует цель снижения отрицательных психических образований у школьников. Между развитием двигательных качеств и развитием психических процессов существуют определенные взаимные связи.

Обучение двигательным действиям - сложный процесс, одним из компонентов которого являются психологические предпосылки овладения движениями. Успешность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры во многом зависит от уровня развития и участия в двигательной деятельности психических процессов: восприятия, мышления, представления, памяти. Все они тесно связаны между собой, и только их совместная деятельность позволяет хорошо овладеть программным материалом уроков физической культуры.

Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений.

Первым уровнем восприятия являются ощущения. В процессе разучивания физических упражнений учащиеся ориентируются на комплекс собственных ощущений. При обучении технике держания и владения предметами происходит восприятие их величины, формы и объемности: мячей круглых, овальных, больших и маленьких, тяжелых и легких; воланчиков, лент, гимнастических палок, обручей, ракеток, гранат, ядер,гирь и др.

Вторым уровнем является восприятие пространства. Это, прежде всего, зрительное восприятие мест проведения занятий: стадиона, спортзала, спортплощадки. Затем их размеров: длины и ширины легкоатлетической дорожки на стадионе, размеров площадки волейбольной, баскетбольной, футбольного поля. В процессе обучения происходит реальное восприятие высоты волейбольной сетки (для переброса мяча через нее), футбольных ворот (для забивания гола), баскетбольного кольца (для попадания в него), ширины гимнастического бревна (для постановки ног), его высоты (держания равновесия) и т.д.

Третьим уровнем восприятия можно считать восприятие времени. Вся деятельность на уроке физкультуры осуществляется во времени, что подтверждается его основными характеристиками, как ритм и темп движений, быстрота и скорость реакций, длительность и периодичность функциональных состояний учащегося. Это понимание времени, отводящегося на выполнение упражнения и его ритма.

Представление - воспроизведенный образ предмета или явления, а также психический процесс формирования этого образа. Особая роль на уроках физической культуры принадлежит представлениям в управлении движением. Обучение технике ведения мяча, бегу, прыжкам в длину, кувырку вперед, удару по мячу и т.д. всегда начинается с создания у обучаемых представления об изучаемом действии. Образом реального действия служит показ учителя или используемые видеоматериалы. Затем следует выполнение двигательного действия каждый учеником так, как он его себе представляет.

Память - это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком образов, мыслей, движений. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Основная функция памяти - накопление опыта, применительно к физической культуре - двигательного опыта. При обучении двигательным действиям используются все виды памяти, однако их роль различна. При показе ведущая роль принадлежит зрительной памяти, при рассказе - слуховой, при выполнении физических упражнений - двигательной. При осмысленном отношении к изучаемым двигательным действиям эффективность запоминания значительно выше, чем при механическом их запоминании.

Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физического упражнения, при разучивании тактических действий, различных комбинаций и т.д.

Слуховая память связана с запоминанием звуков. Она обеспечивает ориентировку ученика в окружающей обстановке (быстрое восприятие информации, которую всего лишь прослушал).

Словесно-логическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Она помогает школьнику мыслить (использование внутренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и понимать высказывания учителя и сверстников.

Мышление - это познание сущности и закономерностей объектов и явлений с помощью мыслительных операций. При выполнении некоторых физических упражнений требуется проявление тактического мышления. Чаще всего, оно проявляется в условиях соревнований и направлено на решение конкретных тактических задач. Участник соревнований сначала анализирует возникшую ситуацию и только потом осуществляет непосредственные действия.

Ощущение - это психический процесс отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на анализаторы. Среди ощущений ведущую роль в физическом воспитании и спорте играют: мышечно-двигательные, зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, органические.

Мышечно-двигателъные ощущения несут информацию о длине и скорости изменения длины мышеч-ных волокон, а рецепторы, находящиеся в сухожилиях и суставах, «информируют» мозг о положении звеньев человеческого тела. Наибольшим эффектом развития двигательных ощущений обладают методы, обеспечивающие обратную связь. Это — визуальный контроль (например, в зеркале), использование фото, видеотехнических средств, и т.п. Используются также специальные задания на дифференцировку (различение) мышечно-двигательных ощущений

Зрительные ощущения играют важную роль в процессе создания первичных представлений о движении, а также в ориентации и коррекции выполняемых движений. Кроме этого зрительные ощущения оказывают заметную помощь в анализе техники движений, в осмыслении возможных коррекций.

Слуховые ощущения служат источником дополнительной информации о параметрах движения. Благодаря слуховым ощущениям возникает возможность корректировать движение в момент его вы-полнения, обеспечить второсигнальную основу осознания движений. Важную контролирующую и информационную роль слуховые ощущения играют в ритмической организации движений

Вестибюлярные ощущения задействованы всовершенствовании техники спорта. В различных видах спорта присутствуют многочисленные вращательные движения, движения на узкой опоре, движения в состоянии так называемого динамического равновесия, когда одно неустойчивое положение сменяется таким же, но в противоположную сторону (как в слаломе).

Осязательные ощущения в жизни спортсмена занимают видное место, особенно в видах спорта, связанных со спортивными снарядами, мячом, клюшкой, управлением средствами движения, а также служат отправной точкой многих технических действий в единоборствах.

Органические ощущения (болевые, холода, зуда, удушья, самочувствия и др.) в совокупности с другими ощущениями отражают картину нагрузки на органы движения, обмена веществ.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете или явлении. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует само по себе. Оно сопровождает умственные и двигательные действия. Не случайно внимание называют процессом, обеспечивающим «рабочее состояние сознания».

В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизволъное. Непроизвольное внимание возникает при воздействии на органы чувств различного рода раздражи-телей. Легкость возникновения реакции на раздражитель зависит от его силы, новизны и контрастности. Эти раздражители и вызывают ориентировочную реакцию человека (по И. П. Павлову рефлекс типа «Что такое?»).

Произвольное внимание возникает в результате волевых усилий человека. Особенно заметна роль волевых усилий, когда трудно сосредоточиться.

Послепроизволъное внимание возникает вначале благодаря волевым усилиям. Но когда появляется интерес, уже не требуется волевых усилий для поддержания внимания. Оно удерживается само собой, т.е. непроизвольно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: