В чем состоят основные обязанности учителя физической культуры по оптимизации состояния здоровья обучающихся, отнесенных к специальной медицинской группе?

1 изучить личное дело и состояние здоровья занимающихся

Организация занятий физической культурой с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Только при систематическом и научно обоснованном врачебно-педагогическом контроле физическое воспитание становиться эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений, организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля.

Основным и непременным условием привлечения учащихся спец медгруппы к занятиям физической культурой является установление прямого контакта учителей физической культуры с медицинским персоналом с целью получения от него сведений об отклонении в состоянии здоровья конкретного ученика спец медгруппы и соответствующих рекомендаций по применению доступных для него физических упражнений.

2 определить ограничения, цели и задачи вместе с медицинским мед.сотрудником учреждения

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к СМГ, в общеобразовательных школах являются:

 - укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и

закаливанию организма;

- повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных

болезнью;

- повышение физической и умственной работоспособности;

- повышение защитных сил организма и сопротивляемости;

- повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;

- обучение рациональному дыханию;

- освоение основных двигательных умений и навыков;

- формирование правильной осанки;

- освоение основных двигательных умений и навыков;

- воспитание морально-волевых качеств;

- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и внедрение их в режим дня учащегося;

3 в соответствии с ограничениями объединить занимающихся группы (если это возможно)

В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесённых к СМГ, рекомендуется разделять на подгруппы – «А» и «Б», с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

•      Подгруппа «А» - школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.

•      Подгруппа «Б» - школьники, имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени, высокую степень миопии с изменением глазного дна и др.)

В подгруппе «А» физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объему, согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 120-130 уд/мин. в начале четверти, постепенно увеличивая интенсивность физических нагрузок в основной части урока и ЧСС до 140-150 уд/мин. к концу четверти.

В подгруппе «Б» двигательные режимы выполняются при ЧСС не более 120 уд/мин. в течение всего учебного года, т.к., по данным физиологов, при такой ЧСС они способствуют гармонической деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объёма), улучшается внешнее и тканевое дыхание.

Группы учащихся, отнесенных к спец медгруппе, комплектуются для занятий физической культурой по заключению врача-педиатра и оформляются приказом директора школы к началу нового учебного года. Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно осуществляться с учетом возраста, показателей физической подготовленности, функционального показателей физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса (до 1 июня), по данным медицинского обследования, проведенного в апреле-мае текущего года.

Учет посещаемости и успеваемости школьников СМГ и прохождение ими программного материала осуществляется на основании журнала учителя физической культуры, который хранится в учительской. В классном журнале напротив фамилии школьника, отнесенного к СМГ, делается пометка «спецмедгруппа» и переносятся отметки из журнала учителя физической культуры (при этом дни проведения уроков могут не совпадать).

В соответствии с инструктивным письмом Министерства образования РФ максимальное наполнение СМГ - 15 человек.

       Комплектование СМГ осуществляется в зависимости от заболевания, однако относительная малочисленность учащихся с однородными заболеваниями не позволяет группировать их по характеру заболевания. Практика показывает, что наиболее целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1-2; 3-4; 5-8; 9-11 классов).

В течение года школьники специальной и подготовительной групп, а также освобожденные от физкультуры и занимающиеся ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях систематически (один раз в квартал) осматриваются врачами в школе или детской поликлинике.

Учебные занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, планируются отдельно от основного расписания. Проведение занятий с ослабленными детьми в СМГ (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических ошибок, щадить психику ребёнка, использовать дифференцированные нагрузки и контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке.

4 провести совместно с мед сотрудником функциональные пробы

В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.

Общую выносливость учащегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.

Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц учащегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, учащийся резко выносит их вперед и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.

       Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, учащийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.

       Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.

Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.

Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.

Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения - в сентябре, декабре и апреле.

5 на основание результатов проб и рекомендаций мед. сотрудника составить рабочую программу

Практические занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, нельзя сводить к лечебной физической культуре. Они должны носить преимущественно комплексный характер. При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. Следует всемерно использовать общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных напряжений.

(В идеале это индивидуальная программа)

Преподаватель физкультуры должен иметь дополнительные специальные

знания в области основ патологии и влияния физических нагрузок на нездоровый

организм. Он обязан соблюдать предписания врача, поставившего диагноз и

рекомендуемые средства физической культуры, дозировку, частоту и

продолжительность занятий, а также учитывать противопоказания к применению

тех или иных средств физкультурных и закаливающих процедур. В течение урока

должен осуществляться контроль (пульс, частота дыхания, внешние признаки

утомления и др.) переносимости нагрузок занимающимися. Сложности в

дозировании и контроле нагрузок могут появиться в неоднородных по характеру

заболеваний группах. Поэтому рекомендуются занятия в малых группах,

распределённых по типу заболевания.

Специфика занятий в специальной медицинской группе заключается в

особенностях методики: время и темп выполнения упражнений, амплитуда

движений (ходьба, бег, лыжные, конькобежные, велосипедные занятия), длина

дистанции и т. д. Преподаватель физкультуры должен учитывать низкую адаптацию

занимающихся данной категории к выполнению физических нагрузок. Особое

внимание стоит обратить на: состояние здоровья, возраст, пол, время года

(биоритмы) и др.

6 проведение занятий под врачебным контролем и своевременные коррективы плана занятий

Преподаватель физкультуры должен учитывать низкую адаптацию

занимающихся данной категории к выполнению физических нагрузок

Требования к уроку и оценивание учащихся отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу.

•      обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учётом их состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности;

•      достижение динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий;

•      формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Учебные занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, планируются отдельно от основного расписания. Проведение занятий с ослабленными детьми в СМГ (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических ошибок, щадить психику ребёнка, использовать дифференцированные нагрузки и контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке.

Посещения занятий учениками спецмедгруппы являются обязательными. Ответственность за их посещение возлагается на учителя, ведущего эти занятия, и классного руководителя, контролируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и врачом.

7 контроль за состоянием занимающихся и их результатами в течение занятия, семестра или года(психологическим и физическим)

Посещения занятий учениками спецмедгруппы являются обязательными. Ответственность за их посещение возлагается на учителя, ведущего эти занятия, и классного руководителя, контролируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и врачом.

Контроль за изменением состояния здоровья занимающихся в СМГ реализуется путем учета субъективных и объективных данных. Регистрация субъективных данных осуществляется в дневнике самоконтроля, в котором следует отмечать признаки плохого самочувствия (слабость, утомление, головокружение, боли, потливость, снижение работоспособности, характер сна, аппетит), а также фиксировать частоту пульса в начале и конце занятия. Учитель физической культуры обязан не реже одного раза в месяц проверять дневники самоконтроля и использовать их данные при определении нагрузки. Объективные данные о состоянии здоровья учащихся учитель получает во время медицинских осмотров.

Министерство образования Российской Федерации обращает внимание учителей, руководителей общеобразовательных учреждений на ряд особенностей в организации занятий физической культурой в СМГ.

       Оценивать достижения учащихся СМГ по критериям, которые используются для выставления отметки основной группы учащихся, нельзя. Для учащихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.

       При выставлении текущей отметки учащимся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.

Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

       Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях учащихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.

Положительная отметка должна быть выставлена также учащемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.

В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

       Аттестация учащихся специальной медицинской группы состоит из двух частей: теоретическая часть и практическая часть.

Содержание теоретической части позволяет оценить знания учащихся по примерным вопросам в виде устного опроса или написания реферата по избранной теме:

- понятие о здоровом образе жизни и факторах положительного влияния занятий физической культурой на укрепление физического здоровья, психического и нравственного развития человека;

- понятие о правильном режиме питания;

- понятие о формах двигательной активности;

- методы самоконтроля;

- основы организации индивидуальных занятий корригирующей гимнастикой, их направленность, структура, содержание и режим нагрузки (с учетом индивидуальных показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности);

- понятие о правильной осанке;

- понятие о рациональном дыхании;

- правила оказания первой доврачебной медицинской помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями;

- гигиенические требования и правила техники безопасности на занятиях физическими упражнениями в условиях спортивного зала и спортивной площадки;

- понятие о физическом развитии и физической подготовленности человека.

Содержание практической части позволяет оценить качество выполнения упражнений по видам практических заданий:

- составлять и выполнять комплексы упражнений для индивидуальных занятий оздоровительной физической культурой (утренней гимнастики, коррекции осанки и телосложения);

- выполнять комплексы упражнений на развитие дыхательной системы (грудное, брюшное, смешанное дыхание);

- выполнять комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

- выполнять комплексы упражнений на развитие основных физических качеств;

- выполнять доступные акробатические комбинации;

- выполнять доступные композиции оздоровительной гимнастики;

- выполнять доступные технические действия и приемы в игровых видах спорта;

- контролировать величину физической нагрузки по показателям пульса (частоты сердечных сокращений);

- выполнять посильные комплексы упражнений на тренажерах, на различном спортивном оборудовании;

- выполнять доступные упражнения и двигательные действия из различных видов спорта.

При разработке практических заданий необходимо осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учитывая состояние их здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности. Содержание контрольных (тестовых) заданий для аттестации учащихся специальной медицинской группы разрабатывается педагогом совместно с медицинским работником образовательного учреждения.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «Б», не имеющие противопоказаний к занятиям лечебной физической культурой, в обязательном порядке посещают занятия ЛФК, организованные в поликлинике по месту жительства или во врачебно-физкультурном диспансере. Допустимы самостоятельные занятия в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом лечебной физической культуры. Контроль за посещением занятий учащихся специальной медицинской группы «Б» осуществляется медицинским работником образовательного учреждения и родителями. На основании представленной справки из медицинского учреждения «О прохождении курса ЛФК» учащийся аттестовывается в образовательном учреждении по разделу «Основы теоретических занятий» в виде устного опроса или написания реферата по предмету «Физическая культура» с последующей итоговой аттестацией.

Необходимо отметить, что в каждом образовательном учреждении оценивание физической подготовленности учащихся специальных медицинских групп осуществляется на основе требований образовательной программы

К уроку физкультуры, проводимому с учащимися в специальной медицинской группе, предъявляются следующие требования:

1.    Обучение рациональному дыханию

Дети, занимающиеся в этой специальной группе, как правило, страдают гипоксией, поэтому необходимо в первую очередь обучить их правильному дыханию. Это очень важная и трудная задача. Только при рациональном дыхании достигается максимальный эффект от уроков физкультуры. Обучать правильному дыханию следует в статистических положениях и во время движения.

При выполнении упражнений, способствующих расширению грудной клетки, делать вдох. Из анатомически выгодных положений, способствующих сдавливанию диафрагмы (сжатию грудной клетки), всегда делать выдох. Следить, чтобы выдох был полнее. После выполнения таких упражнений, как смешанные висы, упоры и т.д., обязательно должны использоваться дыхательные упражнения.

Обучение рациональному дыханию способствует:

- быстрейшему устранению нарушений функций дыхательной системы;

- улучшению окислительно-восстановительных процессов в организме;

- повышению адаптации к физическим и умственным нагрузкам;

- общему оздоровлению и гармоничному развитию детского организма. При незначительной мышечной нагрузке вдох всегда следует делать через нос, а выдох - через рот. Вдох через рот выполняется только в тех случаях, когда требуется быстро пропустить в легкие большое количество воздуха, а также при интенсивных физических нагрузках (5, с.25).

Начинать обучение рациональному дыханию надо с первых уроков, используя самые простые упражнения и задания (см. приложение №1)

Дыхательные упражнения можно использовать как средство, снижающее нагрузку. Соотношение дыхательных упражнений и общеразвивающих может быть следующим: 1 1, 1 2, 1 3, 1 4, 1 5. Если это соотношение не обозначено в плане урока, то учитель включает дыхательные упражнения в зависимости от состояния учащихся и характера предыдущей деятельности (5, с.26).

2.    Формирование правильной осанки и ее коррекции.

Соблюдение этого требования имеет не только эстетическое, но главным образом физиологическое значение для ослабленных детей. Правильная осанка обеспечивает нормальную деятельность опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, способствуют более экономному расходованию энергии при выполнении физических нагрузок. Формирование осанки – процесс длительный, который осуществляется на протяжении всего периода роста детского организма. Поэтому помимо систематического выполнения предусмотренных программой специальных упражнений для осанки учитель должен в течение урока обращать внимание учащихся (как в статических позах, так и при движении) на оптимальное положение головы, правильность работы рук, туловища и ног, поощряя правильную позу и помогая исправлять ошибки. (Упражнения для формирования правильной осанки см. приложение №2).

 

3.    Индивидуальный подход к занимающимся.

Это одно из основных требований к занятиям специальной медицинской группы. В данной группе могут находиться дети всех трех возрастных групп (младшей, средней, старшей) с разными недугами с разной степенью их проявления и с различной адаптацией к физическим нагрузкам.

Очень трудно подобрать упражнения, которые одновременно подходили бы для всех учащихся и возрастных групп. Эту задачу решает учитель за счет наиболее рационального построения занимающихся, гибкой и дифференцированной методики обучения, выбора оптимальных исходных положений, степени напряжения, амплитуд движений, дозировки нагрузки, за счет усложнения или упрощения упражнений и т.д.

4.    Урок должен быть эмоционально окрашенным.

Один из важнейших факторов реабилитации ослабленных детей состоит в следующем: на уроках физкультуры они должны забыть о своих недугах, почувствовать себя такими же полноценными, как здоровые дети. Уроки в специальных группах должны стать уроками бодрости, мышечной радости, эстетического наслаждения. Для детей младшей возрастной группы целесообразно широко использовать на занятиях подвижные игры, для старших элементы танца. Хорошая спортивная форма, манеры поведения учителя все это создает у занимающихся положительный настрой.

Кроме посещения урока физкультуры в группе рекомендуются другие формы физической культуры в режиме дня, которые в общей сложности равны (или даже превышают) двигательной активности урока:

•      Утренняя гигиеническая гимнастика; специальные комплексы упражнений, составленные учителем физкультуры совместно с врачом;

•      Гимнастика до уроков;

•      Подвижные игры небольшой интенсивности на переменах;

•      Физкультминутки во время общеобразовательных уроков и физкультпаузы во время выполнения домашних заданий;

•      Пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, игры, посещение бассейна (оздоровительное плавание);

•      Походы выходного дня;

•      Дни здоровья;

•      Закаливающие процедуры (воздушные ванны, души, обливания и др.), рекомендованные врачом и учителем.

 

5.    Заболевания и сроки возобновления занятий физической культурой.

Ключевые слова: физическая культура, специальная медицинская группа.

Физкультура входит в образовательный стандарт, как один из основных

предметов. Значимость физкультуры проявляется в улучшении и поддержании

здоровья. Специалисты отмечают, что в условиях современной окружающей среды у

студентов крайне низкий уровень здоровья и физической активности.

Статистика показывает, что число студентов с разнообразными заболеваниями

увеличивается из года в год и примерно составляет от 25% до 67 %. Применение

физкультуры с лечебной и реабилитационной целью широко используется со

студентами специальных медицинских групп.

Правильное выполнение физических упражнений значительно ускоряет

выздоровление, помогает восстанавливать утраченные функции тела. Часто

сказывается так, что некоторые студенты с отклонением в здоровье не могут

выполнять физические нагрузки.

Занимающихся можно разделить на три группы.

1. Основная — практически здоровые.

2. Подготовительная — студенты, имеющие небольшие отклонения в

здоровье.

3. Специальная медицинская группа — студенты, у которых есть серьезные

отклонения в здоровье.

Специальную медицинскую группу можно разделить на 2 группы:

  группа «I» — Студенты с проблемами по здоровью, которые можно

исправить, проведя оздоровительные работы и дальнейшим переводом во вторую

основную группу.

группа «II» — Студенты с болезнями, которые получены с рождения или те

болезни, которые нет возможности вылечить.

Распределение студентов с отклонениями в здоровье по разным группам

должно проводиться при участии участкового терапевта и студенческой

поликлиники. Медицинский осмотр таких студентов рекомендуется проводить не

реже двух раз в год. Эту работу должны выполнять врачи — специалисты,

помогающие участковым терапевтам в определении степени заболевания каждого

отдельного студента. В зависимости от результатов медицинских обследований,

занимающимся назначаются специальные упражнения, которые наиболее

эффективны для каждого случая. Занятия физической культурой для студентов,

имеющих отклонения в состоянии здоровья в вузах, включает в себя теоретические,

практические, в том числе и консультативно-методические разделы. В содержании

занятий студентов специального медицинского отделения большое значение

отводится средствам для устранения отклонений в состоянии здоровья и

физического развития. Практические занятия проводятся с учетом

работоспособности и функциональных возможностей обучающихся.

 Главными

задачами специальной медицинской группы являются:

• Укрепление здоровья.

• Исправление отклонений в организме или компенсация их последствий.

• Развитие устойчивости к заболеваниям.

• Развитие физических качеств.

• Повышение работоспособности.

• Адаптация к повышающимся нагрузкам.

• Обучение специальным упражнениям с учетом заболевания.

• Развитие навыков самостоятельных занятий: дозирования нагрузки,

интенсивности и т.д.

• Привитие интереса к самостоятельным занятиям физкультурой.

Физкультура со студентами, у которых есть отклонения в здоровье,

проводится на протяжении всего обучения в форме:

• Учебных занятий.

• Утренней гигиенической гимнастики.

• Самостоятельных занятий физкультурой.

• Оздоровительных мероприятий.

В специальной медицинской группе находятся студенты с различными

нарушениями здоровья, не имеющие возможности выполнять некоторые

физические упражнения. Для них необходимо проводить специальные занятия с

адекватной нагрузкой, которая подходит для каждого индивидуально. Разделение

занятий основной группы с теми, у кого наблюдаются серьезные проблемы в

здоровье, позволяет контролировать получаемую нагрузку в медицинской группе и

реакцию на нее.

Перед тем как проводить тренировку в специальной медицинской группе

необходимо, чтобы все студенты данной группы прошли тест:

I. физическое состояние и пропорции студента (рост, вес, объём легких,

пульс в покое);

2. функциональные возможности кардиореспираторной системы и

основные параметры ее работоспособности (приседания, PWC 125, 155 подъёмы на

ступень);

3. показатели двигательных качеств (координация, зрительно-двигательная

реакция, гибкость).

После получения данных тестирования преподаватель дает ряд упражнений в

зависимости от заболевания студента. В реабилитационные занятия входят легкая

физическая культура на улице, велоспорт, лыжный спорт. Также нужны бег,

плаванье для студентов с излишним весом, проблемами сердца, легких. При

заболеваниях эндокринной системы и сердечнососудистой - это должны быть

ходьба или бег, велоспорт и ходьба на лыжах. Упражнения должны быть

максимально разнообразными, в них могут входить дыхательные упражнения, игры

на воздухе.

Упражнения в специальной медицинской группе имеют ограничения на

скорость, силу, выносливость. Полностью убираются упражнения с большим весом и

гантелями в положении стоя. Подготовка таких студентов должна проходить с

учетом их состояния и степени заболевания, иначе можно усугубить проблему. Для

работы со студентами данной группы требуются специалисты, имеющие знания по

лечебной физической культуре и обладающие основами медицинских знаний.

На уроках физической культуры со специальными медицинскими группами

огромное значение имеет индивидуальный подход к занимающимся, и, в

зависимости от их состояния — дифференцирование нагрузки. Например,

учащимся с проблемами зрительного аппарата противопоказаны прыжки,

различные напряжения, наклоны и вращательные движения туловища.

Интенсивность и объем нагрузки занимающихся, изменяются на протяжении

всего цикла занятий. Так, в 1 и 2 семестре плотность занятий должна составлять 55-

60%. Относительно небольшая нагрузка объясняется принципом постепенности

врабатывания организма при изучении нового учебного материала. Плотность

занятий должна плавно увеличиваться на втором курсе, так как студенты уже

освоили необходимые двигательные действия, приобрели необходимые умения и

навыки, повысили уровень физической подготовленности. Интенсивность занятий

в четвёртом семестре может составлять 65-75%,

Преподаватель физкультуры должен иметь дополнительные специальные

знания в области основ патологии и влияния физических нагрузок на нездоровый

организм. Он обязан соблюдать предписания врача, поставившего диагноз и

рекомендуемые средства физической культуры, дозировку, частоту и

продолжительность занятий, а также учитывать противопоказания к применению

тех или иных средств физкультурных и закаливающих процедур. В течение урока

должен осуществляться контроль (пульс, частота дыхания, внешние признаки

утомления и др.) переносимости нагрузок занимающимися. Сложности в

дозировании и контроле нагрузок могут появиться в неоднородных по характеру

заболеваний группах. Поэтому рекомендуются занятия в малых группах,

распределённых по типу заболевания.

Специфика занятий в специальной медицинской группе заключается в

особенностях методики: время и темп выполнения упражнений, амплитуда

движений (ходьба, бег, лыжные, конькобежные, велосипедные занятия), длина

дистанции и т. д. Преподаватель физкультуры должен учитывать низкую адаптацию

занимающихся данной категории к выполнению физических нагрузок. Особое

внимание стоит обратить на: состояние здоровья, возраст, пол, время года

(биоритмы) и др. Различные исследования показывают, что адекватное применение

физической культуры во всех случаях оказывает положительное влияние на

организм. И, если физические нагрузки не будут соразмерны возможностям

студента, то могут возникнуть серьезные осложнения, и физкультура вместо пользы

принесет вред.

Интенсивность занятий определяется по ЧСС и зависит от характера и этапа

занятий. Так, при обучении двигательным действиям ЧСС студента должна

составлять 95-135 уд/мин. На занятиях, где данное двигательное действие

закрепляется и совершенствуется, ЧСС возрастает до 130-170уд/мин.

Повышенного контроля со стороны преподавателя требует проведение игр

(особенно баскетбола и футбола) из-за их высокой интенсивности, эмоциональности и постоянного контакта играющих.

Для соответствующей

дозировки нагрузок рекомендуется:

- регулировать нагрузку перерывами, через определенные участки времени;

- упрощать правила игры;

- уменьшать размеры площадки;

- контролировать проявления внешних признаков утомления (цвет лица,

потливость, одышку, нарушение координации, снижение игровой активности).

 

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что основными

целями и задачами занятий в специальной медицинской группе являются:

нормализация моторных (двигательных) процессов, восстановление утраченных

(сниженных) функций организма, сохранение и укрепление здоровья, развитие

навыков самостоятельных занятий, адаптация организма к заболеваниям,

успешность и долголетие будущей профессиональной деятельности молодых

специалистов. Совместная работа преподавателей физкультуры и медицинских

работников должна положительно сказываться на здоровье студентов: у них должна

нормализоваться работа сердца, легких, почек, печени и т. д., улучшаться общее

физическое и эмоциональное состояние

 

 

Структура урока мед группы

Занятие (урок) в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная и заключительная части), однако в отличие от обычных уроков имеет свои принципиальные особенности.

 

Основная цель подготовительного периода (приблизительно до 20 мин): овладение навыками правильного дыхания, освоение техники простейших общеразвивающих упражнений, постепенное развитие адаптации организма занимающихся к физическим нагрузкам за счёт умеренного воздействия с помощью физических упражнений на все органы и системы.В этой части урока не следует использовать много новых упражнений, а также интенсивность нагрузки.

       В основной части урока (20-22 мин) занимающиеся овладевают основными двигательными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Подбор упражнений в этой части урока предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, разностороннее развитие (в пределах возможностей занимающихся основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости). Большое внимание уделяется развитию гибкости и улучшению координации движений. С этой целью применяется бег (отрезки по 20-30м), чередующиеся с ускоренной ходьбой, метания, подвижные игры, эстафеты, упражнения на равновесие.

В заключительной части урока (3-5 мин) используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др.).

Физическая нагрузка должна соответствовать структуре урока, функциональным и адаптационным возможностям учащихся.учитель контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления, постоянно поддерживая контакт с учащимися.

Каковы современные представления о нормах физкультурно-оптимизированной двигательной активности в повседневном режиме жизни людей зрелого возраста? В чем состоят основные особенности физкультурно-кондиционной тренировки людей зрелого возраста?

В программах занятий с людьми среднего возраста необходимо использовать широкий комплекс физических упражнений, в том числе средства гимнастики (основной, «ритмической», «женской», «художественной» и других ее видов), циклические локомоции различной интенсивности и длительности (передвижение на лыжах, плавание и др.), смешанные скоростно-силовые упражнения, подвижные игры, игровые упражнения, элементы спортивных игр и спортивные игры по упрощенным правилам, лфк. и др.

В физической тренировке людей зрелого возраста ряд авторов рекомендуют в общем объеме упражнений до 90% и более отводить упражнениям, развивающим выносливость (длительная ходьба и бег невысокой интенсивности, причем непрерывный длительный бег более эффективен для воздействия на функции циркуляторных систем, чем чередование ходьбы и бега трусцой). При использовании физических упражнений людьми среднего и старшего возраста предпочтительны нагрузки умеренной интенсивности.

Минимальный объем двигательной активности в повседневном режиме в жизни людей зрелого и пожилого возраста должен составлять не менее одного часа ежедневно, включая такие формы занятий, как утренняя гимнастика, пешие прогулки, бег трусцой. В практике работы в группах здоровья и секций общей физической подготовки занятия проводят 2–3 раза в неделю по одному часу (или несколько больше). При этом продолжительность каждого отдельного занятия в подготовительном периоде составляет обычно 35–40 мин, затем она доводится до 90–120 мин (а в пеших и лыжных, велосипедных прогулках и т. п. и больше)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: