В чем состоят основные методические правила использования физических упражнений в условиях повседневного домашнего быта («зарядки» и других «малых форм» физической культуры)?

К «малым формам» физической культуры в режиме домашнего быта относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений.

Утренняя гигиеническая гимнастика являемся наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Ежедневная УГТ, дополненная водными процедурами, - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма. Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. Рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. – после каждых 2-х часов самоподготовки. Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутной ее проведении в повышении работоспособности на 10%.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др.

Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий. Использование «малых форм» физической культуры в учебном играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Какова сущность спорта, и какие тенденции характерны для его современного развития в мире? Охарактеризуйте специфические и общекультурные функции спорта в современном обществе.

Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним, путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков.

Тенденции, характерные для современного развития спорта:

· Активное развития системы подготовки спортсменов;

· Повышение обьёма нагрузок в спорте;

· Интенсификация тренировочного процесса;

· Расширение Олимпийской программы;

· Специфичность питания средств стимуляции работоспособности и восстановления;

· Значительная индивидуализация тренировочного процесса;

· Американизация спорта;

· Возрастание роли спорта в жизни общества;

· Рост популярности адаптивного спорта;

· Отсутствие половых ограничений.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общекультурные. Ко вторым, в настоящее время, причисляют функции, имеющие социально-общественное значения:

· соревновательная, обеспечивающая выявление сильнейшего, определяющую уровень спортивной подготовленности и резервные возможности в экстремальных условиях, включающая разработку системы подготовки спортсменов к соревновательной деятельности и др.

· воспитательная, обеспечивающая, с одной стороны, повышение соревновательной деятельности спортсменов, а с другой, воспитание социально активной личности.

· повышающая физическую активность, способствующая подготовке к различным видам общественной деятельности и призванная содействовать всестороннему развитию человека.

· оздоровительная, направленная на укрепление и сохранение здоровья.

· рекреационная, позволяющая использовать спорт как средство активного отдыха людей.

· производственная, направленная на профессиональную подготовку и повышение производительности труда за счет укрепления здоровья, улучшения физического развития, приобретения жизненно необходимых умений и навыков.

· познавательная – использование спортивной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей организма в условиях соревнования.

· укрепляющая дружеские отношения между странами и народам.

· зрелищная – удовлетворение желания миллионов людей стать свидетелями спортивных соревнований.

· экономическая – обеспечение финансовыми средствами развитее спорта внутри страны, установление внешнеэкономических связей.

· престижная – использование достижений в спорте для повышения престижа страны.

 

Какие крупногрупповые градации надо иметь в виду при классифицировании многообразных видов спорта? В чем состоят основные различия и связи общедоступного спорта и спорта высших достижений?

А)

Б) Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям:

 1) общедоступный спорт (массовый);

2) спорт высших достижений

Общедоступный спорт, включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.

Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от так называемого достиженческого любительского заключается в том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по законам спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов. На систему соревнований спортсменов-профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов, следующих один за другим, что связано с материальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке». В связи с этим часть профессионалов не ставит перед собой задачу войти в состояние наивысшей готовности спортивной формы только 2-3 раза в годичном цикле. В течение длительного периода времени они поддерживают достаточно высокий, однако не максимальный уровень подготовленности Спортсменов-профессионалов можно разделить на три группы.

Что следует подразумевать под «спортивным состязанием» и «спортивным соревнованием»? Каковы основные отличительные черты собственно соревновательной деятельности спортсмена? Дайте сжатую характеристику разновидностей соревнований в спорте.

Характеристика спорта как собственно соревновательной деятельности подчеркивает особую роль в нем соревновательных начал и отношений, в силу которых соревнование, или состязание, занимает своего рода центральное место в спортивной жизни. Понятия спортивного соревнования и спортивного состязаний в атом аспекте в главном совпадают, поскольку оба они отображают одно и то же - процесс конкурентного сопоставления реальных спортивно-достиженческих возможностей спортсменов (спортивных команд), организованный в форме регламентированного соперничества, упорядоченной борьбы за первенство либо за иной доступный спортивный результат. То есть в таком смысле оба термина - «спортивное соревнование» и «спортивное состязание» являются синонимами. Но спортивное соревнование связывается и с более широким понятием, которое охватывает:

- соревновательную деятельность спортсменов (их состязание);

- соучастие (косвенное - вспомогательное, зрелищное и иное непрямое участие) в состязании заинтересованных лиц (тренеров, спортивных арбитров, болельщиков и других);

Спортсмен в процессе соревнований переживает радость и печаль, удовлетворенность и огорчение, страдание и бодрость, тяжесть и облегчение и пр., т. е. у него возникают различные эмоции, которые многократно меняются в зависимости от хода поединка, состязания. Эмоциональная насыщенность соревнований в зависимости от силы противника, яркости, напряженности поединка может вызывать широчайшую гамму человеческих чувств. Все эти факторы, характерные для соревновательной борьбы и достигающие своих максимальных проявлений в условиях особо ответственных соревнований, требуют глубокой мобилизации функциональных ресурсов организма спортсмена. Это ярко проявляется уже при рассмотрении реакции организма спортсмена на условия тренировочной и соревновательной деятельности по такому общему показателю, как частота сокращений сердца. Соревновательная деятельность в спорте раскрывает потенциальные возможности человека, физические и психические резервы его организма. При этом достигнуть результатов мирового уровня могут лишь одаренные люди, благодаря многолетней специализированной напряженной подготовке. Важная значение имеет классификация соревнований которая осуществляется на основе правил, календаря и положений. По цели: отборочные, основные, подводящие, контрольные, зрелищные, коммерческие. По составу соревновательных действий: по плаванию, по бегу, по гребле, по прыжкам и т.д. По контингенту соперников: по возрасту, по вес категории, по полу, индивидуальные или командные, по квалификации(разряд) По способу ведения соревновательной борьбы: с непосредственным контактом с соперником (боевые), с опосредованным контактом (фехтование), без помех со стороны друг друга (гребля, л/а), С преодолением сопротивления (игровые, армреслинг). По условиям проведения соревнований: ежегодные и традиционные; в открытых и закрытых помещениях. По типу судейству: субъективные и объективные оценивание, с выбыванием, с различным числом стартов

Организационными факторами спортивных соревнований являются:

- правила соревнований.

- календарь соревнований;

- положение о соревнованиях;

В зависимости от вида спорта различают три структуры проведения соревнований:

1) постоянная (60 и более стартов); спорт игры, велоспорт,

2) локальная (5-10 стартов); гимнастика, фигурное катание, многоборье, ушу

3) смешанная (11-30 стартов); гребля, лыжи, биотлон, л/а

Четыре уровня соревнований:

1. Подотовительные

2. Контрольные

3. Отборочные

4. Главные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: