Личная компетентность. Эти компетенции определяют, насколько мы умеем справляться с собой.
Самоосознание. Знание своих внутренних состояний, предпочтений, интуитивных представлений и возможностей (см. главу 4).
· Эмоциональная осведомленность: осознание своих эмоций и их последствий.
· Точная самооценка: знание своих сильных сторон и пределов возможностей.
· Уверенность в себе: твердое ощущение собственной ценности и возможностей.
Саморегуляция. Умение распоряжаться своими духовными ресурсами и справляться со своими внутренними состояниями и побуждениями (см. главу 5).
· Самоконтроль: сдерживание разрушительных эмоций и побуждений.
· Надежность и добросовестность: соблюдение критериев честности и высоких моральных качеств.
· Сознательность: готовность нести ответственность за свою работу.
· Приспособляемость: гибкий подход к переменам.
· Новаторство: спокойное отношение к новой информации, свежим идеям и подходам к решению задач.
Мотивация. Эмоциональные склонности, которые направляют к достижению целей и облегчают этот процесс (см. главу 6).
· Стремление к достижению цели: стремление к совершенствованию или соответствию критериям выдающегося мастерства.
· Преданность: присоединение к целям группы или организации.
· Инициативность: готовность действовать в соответствии с возможностями.
· Оптимизм: настойчивость в достижении целей, несмотря на препятствия и неудачи.
Социальная компетентность. Эти компетенции определяют, насколько хорошо мы умеем регулировать отношения.
Эмпатия. Осознание чувств, потребностей и забот других людей (см. главу 7).
· Понимание других: восприятие чувств и точек зрения других людей, проявление живого интереса к их делам.
· Содействие развитию других: понимание потребностей других людей в развитии и содействие раскрытию их способностей.
· Ориентированность на обслуживание других: умение предугадывать, распознавать и удовлетворять запросы клиентов.
· Использование непохожести в качестве средства для достижения цели: создание и использование благоприятных возможностей при помощи самых разных людей.
· Политическая осведомленность: правильная интерпретация эмоциональных токов и силовых взаимоотношений в группе.
Социальные навыки. Искусство вызывать у других желательную для вас реакцию (см. главы 8 и 9).
· Оказание влияния: владение эффективной тактикой убеждения.
· Коммуникация: умение слушать без предубеждения и передавать убедительную информацию.
· Умение улаживать конфликты: ведение переговоров и устранение разногласий.
· Лидерство: умение воодушевлять и вести за собой отдельных людей и целые группы.
· «Катализатор» перемен: умение выступать инициатором перемен или управлять ими.
· Создание связей: налаживание и поддержание полезных взаимоотношений.
· Сотрудничество и взаимодействие: умение работать с другими для достижения общих целей.
· Способность работать в команде: создание групповой синергии для достижения коллективных целей.
[1] Эмпатия (греч. — страсть, страдание) — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
[2] Принцип Питера – закон продвижения посредственностей, один из шутливых законов Паркинсона: каждого работника повышают до уровня его некомпетентности. Подробнее см. Лоуренс Питер. Принцип Питера, или Почему дела идут вкривь и вкось
[3] Метод Сократа — это способ вывести знания заново, с нуля, с точки «незнания». Ход сократовской дискуссии идет от незнания к знанию, а не от одного знания к другому, более полному. Знания выводятся с помощью последовательного ряда вопросов к собеседнику. Он, собеседник, является источником «выводного знания», а задающий вопросы — только «методологом» или организатором этого процесса.
[4] Лимбическая система мозга, при поражении которой наблюдаются серьезные изменения в эмоциональной сфере человека или животного.
[5] Миндалевидное тело — характерная область мозга, имеющая форму миндалины, расположенной внутри височной доли головного мозга. Миндалина играет ключевую роль в формировании эмоций, является частью лимбической системы.
[6] Когда я вижу столь точные значения при измерении весьма нечетких параметров, это сильно понижает мое доверие к результатам исследований. К сожалению книга изобилует такими «ляпами».