Вопрос 4. Стилистика модерна в плакатах А. Тулуз-Лотрека

Анри де Тулуз-Лотреку (1864-1901) известность среди широкой публики принесла не живопись, а созданные им рекламные плакаты (около 30) и обложки для нотных изданий. Главная заслуга А. де Тулуз-Лотрека как создателя рекламного плаката - это привнесение в плакатные образы нового понимания человечности, поднимающего его работы до акта самопознания человека, теряющегося в обстановке экспансии ценностей массовой культуры.

В плакате А. де Тулуз-Лотрек мастерски создает броский, хорошо запоминающийся образ, выбирая яркий момент танца и обыгрывая позу модели, при этом реальность фигуры танцовщицы в его плакатах оборачивается эффектной, элегантной арабеской. Тулуз-Лотрек обладал даром улавливать движение в его отдельных фазах и в развитии, передавать характерное или случайное выражение лица, что являлось результатом профессиональной тренированности руки и глаза.

А. де Тулуз-Лотрек - непревзойденный мастер линейного рисунка. Его линия задиристая и острая, твердая и ломкая, мягкая и изгибистая, нервно спутанная или тающая, отражающая как свойства натуры, так и ее эмоциональное восприятие художником.

Также мастерски А. де Тулуз-Лотрек работал и с цветом, то оперируя богатством тончайших, изысканных оттенков, то работая ярким диссонирующим пятном. Его особый прием - это передача в плакате эффектов, создаваемых с помощью искусственного света, холодный, резкий голубовато-зеленый свет заливает многие рекламные афиши Лотрека, превращая лица в маски.

Тулуз-Лотрек точно организует движение взгляда зрителя по афише. Уже с первого взгляда на «Ла Гулю в Мулен Руж» (1892) мы охватываем всю композицию целиком, что достигается ритмическими повторами: гротескно расставленным ногам танцовщицы вторят перпендикулярно направленные руки ее партнера Валентина, белой юбке Ла Гулю - очертания желтого декоративного цветка, громадному цилиндру Валентина - маленькие, но многочисленные цилиндры зрителей. Зритель постоянно находит все новые и новые соответствия и противопоставления плоскостных линий и ритмов, одновременно подчиняясь подчеркнутой перспективе пола с резким уменьшением фигур в глубину. В движении в глубь листа взгляд натыкается на нерасчлененный ряд силуэтов сзади, по контрасту «отскакивает» к светлой фигуре Ла Гулю и вновь переходит на передний план. И это безостановочное движение взгляда, соединяясь с неопределенностью положения в пространстве фигуры танцовщицы, как бы заставляет ее также безостановочно крутиться перед нами.

Тот же принцип воспроизводится и в других плакатах художника, например, «сопоставление руки, держащей веер, рук дирижера, грифов контрабасов и ручки трости в листе «Диван Жапоне» (1892), где эта ритмическая игра предметов заставляет нас обязательно обратить внимание на опущенные руки в черных перчатках, принадлежащие фигуре Иветт Гильбер в глубине». В этой литографии танцовщица Джейн Авриль выступает в роли зрительницы, известный критик и поэт Э. Дюжарден - в роли фата, который «оценивает» не музыку и поэзию, а саму Джейн Авриль.

Женские образы А. де Тулуз-Лотрека, скорее, представляют собой символы, почти знаки модели. Несмотря на всю гротескность фигур актрис, завсегдатаев кабаре, театральной публики в его плакатах, художник всегда далек от карикатуры, как бы он ни искажал черты или объемы, ни утрировал внешность. Сочетание натурной определенности воссоздаваемых сцен и персонажей с растворением их материальной плоти сообщает миру его афиш нечто нереальное. Стиль А. де Тулуз-Лотрека невольно отражает скрытую философию отношения к действительности. Запечатленный Лотреком мир увеселений не столько опьяняет, сколько разочаровывает. Прекрасное сливается с безобразным, безобразное оборачивается истинно человечным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: