Вопрос 5. Творчество Г. Климта

Густав Климт (1862-1918) - австрийский художник, один из самых ярких представителей венского модерна. Живописец и график, мастер оформления архитектурного интерьера. Один из основателей Венского сецессиона и участник Венских мастерских. Его монументально-декоративные и живописные произведения отличает стилизация, символизм и эротизм.

В 1897 году Густав Климт стал одним из основателей Венского сецессиона и участником журнала «Ver Sacrum» (Весна Священная), издаваемого группой. Он оставался в группе до 1908 года. Изначально целями Сецессиона были устройство выставок для молодых художников, пишущих в необычном стиле, привлечение лучших работ зарубежных художников в Вену, и популяризация работ членов группы путём издания журнала. Эстетическая программа объединения позволяла каждому художнику работать в своём индивидуальном стиле: в ней сосуществовали натуралисты, реалисты и символисты. Правительство поддержало их усилия и сдало им в аренду участок городской земли для постройки выставочного зала. Символом группы была Афина Паллада, олицетворение правосудия, мудрости и искусства, а девизом - слова, начертанные на фасаде дома Сецессиона: "Каждому времени свое искусство, каждому искусству своя свобода".

С начала 1890-х годов Климт ежегодно отдыхал вместе с семьёй Флёге на озере Аттерзе в Верхней Австрии и написал там множество пейзажей. Пейзаж в то время был единственным жанром живописи, интересовавшим Климта. В стилевом отношении пейзажи Климта похожи на его манеру в изображении фигур. К примеру, изобразительное пространство в пейзажах Аттерзее (озеро) настолько удачно согласовано с плоскостью полотна, что иногда полагают, будто Климт рассматривал пейзаж в телескоп, то есть с бесконечно "далевой установки зрения. Это сближало его живопись с декоративным искусством; качества плоскостности и орнаментальности в той или иной мере присутствуют во всех его произведениях. Изобразительная манера Климта складывалась из многих источников: любимых им византийских мозаик, живописи прерафаэлитов, японской графики и примитивного искусства. Для работ Климта характерны яркие цвета: синий, зелёный, красный, а также плоскостной рисунок, экспрессивные силуэты, орнаментальность линий и особая живописная фактура, состоящая из множества мелких квадратов и прямоугольников. Климт любил мозаичность красок, золото и серебро фона. Его картины - как живописные панно, в них Климт соединял живопись маслом или темперой с инкрустацией золотой фольгой, мозаикой из полудрагоценных камней, кораллов и смальты. Такое отношение к материалу, как и символизм образов, является характерной чертой культуры модерна. За любовь к золотому фону, мозаичность манеры и стилизацию линий Климта называли «чужеземцем из Византии».

В 1894 году Климт получил заказ на создание трёх картин для украшения потолка большого актового зала главного здания Венского университета на Рингштрассе. Аллегорические картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», известные как «факультетские», были закончены к 1900 году. Их резко критиковали за тематику, которую называли «порнографической». Климт преобразил традиционные аллегории и символы в образы нового изобразительного языка, с подчёркнутым эротизмом, что и вызвало негодование консервативно настроенных зрителей. Недовольство высказывали все - художественные критики, политики, представители науки и церкви. В результате картины не были выставлены в главном здании университета. Это был последний публичный заказ, который художник согласился выполнить. После этого картины приобрёл меценат Август Ледерер. В 1930-е годы нацистские власти национализировали ледереровскую коллекцию работ Климта. В конце войны эти работы перевезли во дворец Иммерхоф, но в 1945 году в эту местность вошли силы союзников, и отступающие войска СС подожгли замок. Картины погибли. Всё, что сегодня имеется, - это разрозненные предварительные наброски, чёрно-белые снимки трёх картин плохого качества и одна цветная фотография фигуры Гигиеи из «Медицины». Её сверкающие золотые и красные краски дают представление о том, сколь мощно выглядели эти утраченные произведения искусства.

Картиной «Обнажённая истина» (1899) Климт бросил новый вызов общественному вкусу. Обнажённая рыжая женщина держит зеркало истины, над которым помещена цитата из Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим - зло».

В 1902 году Климт завершил Бетховенский фриз для 14-й выставки Сецессиона. Фриз на самом деле представлял собой несколько отдельных картин цикла, посвящённого девятой симфонии Бетховена. В центре выставочного зала находилась раскрашенная скульптура, изображающая Бетховена, сидящим в кресле, работы Макса Клингера. Фриз предназначался только для выставки и был выполнен непосредственно на стене нестойкими материалами (казеиновой темперой по сухой штукатурке с частичной позолотой). После выставки фриз был сохранён, хотя и не выставлялся больше до 1986 года.

«Золотой период» творчества Климта отмечен позитивной реакцией критики и является самым успешным для художника. Название периода происходит от позолоты, использованной во многих произведениях, начиная с «Дворца Афины» (1898) и «Юдифи» (1901), но наиболее известной его работой этого периода является «Поцелуй» (1907-1908).

Золотой фон и символика, близкая византийской, восходят к мозаикам Венеции и Равенны, увиденным Климтом во время путешествия по Италии. В это же время он увлёкся декоративным искусством в стиле ар-нуво. В 1905 году он с группой художников Венских мастерских получил заказ от архитектора Йозефа Хоффмана на оформление интерьеров дворца Стокле для бельгийского промышленника Адольфа Стокле. Климт проектировал мебель и детали оформления интерьеров, но его главная работа - панно "Древо жизни" в столовой особняка, которое он сам относил к своим лучшим произведениям. Композиция панно наполнена символами, почерпнутыми Климтом из учения З. Фрейда. Оно выполнено в сложной комбинированной технике, а сверкающий золотой фон относит это произведение к "золотому периоду" в творчестве художника. Между 1907 и 1909 годами Климт выполнил пять женских портретов.

Климт вёл простой образ жизни, работал в собственном доме, посвящал всё время живописи и организационным обязанностям Сецессиона. Он был замкнутым человеком и мало общался с другими художниками. Климт был достаточно знаменит для того, чтобы получать много заказов, и имел возможности выбирать из них то, что ему было интересно. Как и Роден, Климт использовал мифологию и аллегорию для иносказаний и сокрытия тайн своей глубоко эротичной натуры. Сексуальный интерес более чем живопись выдают рисунки художника. Его модели соглашались позировать в сколь угодно рискованных позах; многие из них были дамами полусвета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: