Современные социологические теории

Современный этап развития социо­логической мысли начался в середине XX века и продолжается по настоящее время Он характеризуется созданием академической социологии, ориентированной прежде всего на решение познавательных и практических проблем и опирающейся на прочный фунда­мент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и общественное признание социологии Она становится равноправной университетской дисциплиной наряду с другими науками В большинстве стран Западной Европы и США открываются социологические факультеты, на которых ведется подготовка дипломированных социологов. Социологов приглашают в качестве советников-консультантов при разработке правительственных проектов и крупных социальных программ национального и международного уровня.

Современная западная социология - чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представ­ляющее множество различных школ и течений. Они отличаются друг от друга своей теоретической направленностью и политической ориентацией. В современной социологической мысли можно выделить четыре основных направления:

1. изучение закономерностей "высокого" порядка, т.е. общества в целом (школа структурно-функционального анализа               ( Т. Парсонс), теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф);

2. изучение личности, внутреннего мира человека, его побудительных мотивов (направления в социологии - символический интеракционизм (Г. Блюмер), феноменология (А. Шюц, Т. Пукман), этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел);

3. изучение самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида (социологические концепции - теория действия, или теория обмена Дж. Хоманса и др. );

4. марксистское.

Принципиальное отличие состоит в том, что в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира (неомарксизм (Г. Маркузе).

Вместе с тем, эту классификацию необходимо дополнить идеей когерентности (связи) социологических теорий, которая стала развиваться в западной социологии с 80-х гг. XX века. Она исходит из гипотетической возможности объединения структурных теорий социального действия в интегративную социологическую теорию. Яркими представителями этой идеи являются Ю. Хабермас, Дж. Александер, Р. Коллинз, М. Хечтер, Б. Хиндес и др.

 

Функционализм.

Структурно-функциональный анализ - господствующее направление в американской социологии во второй половине XX века, согласно которому главная задача соци­ологии заключается в изучении механизмов и структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы

Парсонс Толкотт(1902-1979) - американский социолог, основатель школы структурного функционализма в социологии. В основе структурно-функционального анализа лежит идея социального порядка, в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Для структурно-функциональной теории характерно сознательное стремление построить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов реальной действительности.

В своих исследованиях Парсонс выделяет четыре функциональных предпосылки, которые касаются любой системы, будь то государство, семья, фирма:

1) система должна уметь приспосабливаться к внешней среде - адаптивная функция

2) система должна уметь достигать тех целей, которые определяются как следствие стремления к адаптации -целенаправленная функция,

3) чтобы достичь цели, система должна обладать достаточным внутренним единством и упорядоченностью - интегративная функция;

4) внутреннее единство должно сохраняться и воссоздаваться посредством усвоения членами системы "интериоризации" норм системы - функция сохранения порядка

Мертон Роберт Кингразработал понятие "функция". Функция - совокупность наблюдаемых последствий, которые способствуют приспособлению системы к окружающей среде и ее сохранению. Мертон различал явные и латентные функции. Разграничения между ними было введено для того, чтобы исключить смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями. Наряду с понятием "функция", Мертон ввел понятие "дисфункция", т.е. заявил о возможности отклонения от принятой нормативной модели, что должно повлечь за собой новый этап в приспособлении системы к существующему порядку или определенное изменение социальных норм. Дисфункция - совокупность наблюдаемых последствий, которые ослабляют приспособление системы к окружающей среде и ведут к нарушению ее устойчивости, стабильности.

Теория конфликта.

          Теория социального конфликта- направление в социологии, признающее и исследующее конфликт как важнейший фактор общественного развития. Термин был введен Г. Зиммелем.

Дарендорф Ральф(р 1929) - немецкий социолог, по­литолог, политический деятель, утверждал, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, которое и является источником конфликтов. Согласно этой теории, люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, поэтому члены любого об­щества борются за их перераспределение. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре.

Таким образом, согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти Источником конфликтов становится так называемый homo politikus (политический человек). Поскольку одно перераспределение власти выдвигает на очередь другое, социальные конфликты присущи любому обществу. Они неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, смягчения проявления любых человеческих страстей

В своих исследованиях Дарендорф пришел к выводу, что "конфликт" не выступает в роли гаранта политической свободы (ранее эта роль обеспечивалась борьбой за социальное равенство) Граждане теряют интерес к политике (кризис легитимизации), а государство лишается признанных обществом средств воздействия на них.

 

 Символический интеракционизм

Символический интеракционизм (от лат. interaction -взаимодействие) - направление в социологии, сосредотачивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании. Представителями символического интеракционизма являются Г. Блумер, Дж. Мид, А. Роуз, Г. Стоун, А, Стросс и др.

Мид Джордж Герберт(1863-1931) -~ американский психолог, социолог, философ, создатель теории символического интеракционизма. Автор работ; "Разум, Я и Общество" (1934), "Философия действий" (1938), опубликованных посмертно и др.

Мид рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. Необходимое в ролевом взаимодействии - это принятие роли другого, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого Я.

Главная характеристика человеческого действия, по Миду, - использование символов. Мид различает две формы или две ступени социального действия: общение при помощи жестов и символически опосредованное общение.

Общение посредством жестов представляет собой как бы сокращенную, свернутую схему действия, когда по отдельному жесту (движению) можно восстановить действие в целом. Такого рода жесты, берущие на себя функцию координации поведения, представляют собой прообраз языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: