Юстиниан I (527-565 гг.)

Законодательство Юстиниана о Церкви. В правление Юстиниана была исполнена грандиозная программа систематизации всего римского права. Для этой цели по указу императора была создана особая комиссия во главе с виднейшим юристом эпохи Трибонианом. Первым трудом комиссии стал Кодекс Юстиниана (первое изд. 529 г., второе - 534 г.), включивший в себя более 4600 им­ператорских эдиктов от Адриана до Юстиниана. Затем, в результа­те работы последующих комиссий были составлены Дигесты, или Пандекты (530—533 гг.), — сборник из семи частей (50 книг, 150 тыс. параграфов), вобравший в себя отрыв­ки из почти 1500 сочинений римских классических юристов, и Ин­ституции, т.е. «Наставления» — учебник права в четырёх книгах, также получивший нормативный статус. Законы Юстиниана, вышедшие после издания «Кодекса», получили назва­ние «новых конституций», или новелл. В Средние века Институции, Дигесты, Ко­декс и новеллы получили в своей совокупности название «Свод граж­данского права». Основным языком «Свода» был латинский, некоторые части Кодекса, Дигест и большинство новелл написаны по-гречески.

Важной составной частью корпуса Юстиниана (подобно более раннему Кодексу Феодосия II) стало законодательство о Церкви, охватывающее все важнейшие стороны церковной жизни (кроме бо­гослужения и церковного суда). В отличие от Феодосия, Юстиниан поместил законы о Церкви в самое начало своего Кодекса, начало I книги которого посвящено изложению догматических основ Пра­вославия. Таким образом, за время, прошедшее со времени издания Кодекса Феодосия, положение Церкви в госу­дарстве настолько укрепилось, что она стала восприниматься как важнейший имперский институт, стоящий в государственной иерар­хии на втором месте после императора.

Важнейшее место в законодательстве о Церкви занимают новел­лы Юстиниана. Среди 168 новелл, 36 посвящены церковным вопросам (новеллы 3, 5—7, 9, 11, 16, 20, 37, 40, 42, 45, 46, 55-59, 65, 67, 76, 77, 79, 83, 86, 109, 111, 120, 123, 129, 131, 131-133, 137, 144, 146). Эти новеллы стали составной частью много­численных византийских номоканонов и юридических сборников VI—VII вв., были включены в византийский юридический корпус IX—X вв. «Василики» и стали неотъемлемой частью церковного пра­ва Восточной Церкви вплоть до падения Византии. В славянских переводах эти новеллы распространились также у южных славян и на Руси, вошли в Сербский номоканон св. Саввы (начало XIII в.), русские юридические сборники («кормчие книги») - в том числе в Московскую Печатную кормчую 1653 г. Таким образом, законы Юстиниана о Церкви наряду с канонами в течение более чем тыся­челетия служили руководством для решения важнейших церковно-административных вопросов не только в Византии, но и далеко за ее пределами.

Судебные и административные полномочия епископов. В IV—VI вв. в Римской христианской империи по­лучил развитие и официальное признание со стороны государства институт епископского суда по гражданским делам. Данный институт предполагал рассмотрение епархиальным ар­хиереем или уполномоченными им лицами гражданско-правовых споров между любыми субъектами, которые проживали на террито­рии данной епархии и добровольно обратились к епископу для осу­ществления правосудия.

Еп. Суд быстро приобрел широкую популярность: папирологические и патристические источники свидетельствуют о том, что в IV—V вв. разрешение гражданско-правовых споров епи­скопом представляло собой повседневную правовую практику. Так, блж. Августин жалуется на нехватку времени из-за необходимости осуществлять правосудие по гражданским делам (Августин. О мои. дел. 37) и сообщает, что сет. Амвросий Медиоланский также был посто­янно занят рассмотрением судебных дел (Августин. Исповедь. VI, 3). Епископ мог передать (делегировать) свои судебные полномочия кому-либо из клириков или мирян своей епархии (о подобном слу­чае упоминает Сократ Схоластик, ср. Церк. ист. VII, 37).

Массовому обращению населения в Еп. Суд способ­ствовали простота и дешевизна судебной процедуры. В упрощённом епископском судопроизводстве отсутствовал ряд обременительных процессуальных формальностей. Кро­ме того, первоначально правосудие в Еп. Суде было, по-видимому, полностью бесплатным, и даже в эпоху имп. Юстиниана судебные пошлины и издержки не должны были превышать 6 номисм (Сой. 1и§1.1, 4, 29.7). Немаловажным был и бо­лее гуманный характер епископского суда. В основе материальных норм, применяемых епископом, находился так называемый «христи­анский закон», что означало разрешение споров в духе христианского человеколюбия. Как до, так и после государственного признания Еп. Суда основной обязанностью епископа-судьи было содействовать примирению спорящих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: