Евагрия Схоластика и почетного префекта

КНИГА ТРЕТЬЯ гл. 14

и «феликсова раскола» — продолжался с 482 по 519 г. (см. выше, с. 212). Он охватывает правление Зинона, Анастасия (491— 518 гг.) и первый год Юстина /(518—527 гг.). В формальном отноше­нии это была попытка построить новое согласие враждующих сторон на общих основах, однако фактически это означало усиление монофизитства, у которого теперь появилась возможность свободного су­ществования в виде унии высшего епископата с Константинополем. Это время является самым благоприятным для монофизитства пе­риодом церковной истории.

Надо сказать, что отчасти «Энотикон» свою функцию выполнил, он смог хотя бы формально соединить две основные враждующие в Византии груп­пы. Вместе с тем «Энотикон» привнёс и ряд расколов. Разумеется, что радикалы с обеих сторон не приняли именно самого факта со­глашения с противником. Так в Египте образовалась группировка «акефалов» («безглавых»). Первоначально основу их составляли еги­петские монахи, которые, конечно же, как весьма чувствительные в религиозном смысле люди, отказались войти в общение с подписав­шим «Энотикон» монофизитским архиеп. Петром Монгом, однако не анафематствовали его. А у халкидонита Акакия возникли проблемы с Римским престолом, который в ту пору был независим от визан­тийского императора. Папа Феликс III(483— 492 гг.) анафематствовал Акакия и всех находящихся с ним в общении за принятие в обще­ние Петра Монга. Поэтому с принятием «Энотикона» в отношениях Константинополя и Рима наступила так называемая «акакианская схизма» (а точнее, «феликсов раскол» — см. с. 212).

На Востоке же время «Энотикона» стало временем расцвета монофизитства. Загнанное в подполье во время правления Льва, оно там постепенно набирало популярность. Возможными причи­нами усиления монофизитства были его очевидная связь с учением св. Кирилла, неприятие антиохийского богословия противников Кирилла, ореол гонимых властью праведников над Диоскором и Тимофеем Элуром и активная монофизитская агитация в церков­ных массах.

Преемник Зинона имп. Анастасий, также поддержавший «Эно­тикон», был тайным монофизитом. Он даже попытался было про­декларировать свою принадлежность к этому учению введением в Константинополе так называемой «монофизитской» прибавки к Трисвятой песни — «Распныйся за ны» (511 г.). Впрочем, эта попыт­ка была отвергнута церковным народом и нововведение пришлось почти сразу же отменить. В конце своего правления Анастасий осме­ливался смещать халкидонских епископов и поставлять на их место монофизитов.  

Одним из «светил» монофизитского богословия той эпохи был Филоксен (Ксенайя) Маббугский (между 440 и 455—523 гг.). В богословии своём Филоксен яростно противостоял халкидонизму, который он считал идентичным несторианству. Филоксен часто уклоняется в афтартодокетизм (представление о нетленности плоти Христа, см. ниже), который в то время ещё не стал причиной раскола в монофизитстве.

Венцом этого развития принято считать богословие монофизитского патр. Севира Антиохийского (512—518 гг.).

Севир создал вполне сбалансированную богословскую систему, в которой составляющие, соединённые во Хри­сте, хоть и не могли быть названы «природами», но сохраняли свои свойства, не образовывая некоего третьего свойства, среднего между ними. Таким образом, именно свойство было тем пунктом, в котором проходило различие между Божеством и человечеством во Христе, а всё другое — лицо, ипостась-природа, воля — было общее и обозначало единого субъекта.

С Юстина I (518—527 гг.) начинается очередной период, когда у власти стояли приверженцы Халкидона (династия Юстина — 518— 602 гг.). Это был период величайшего расцвета Византийской импе­рии, её золотой век.

Воцарение Юстина было с радостью воспринято жителями Кон­стантинополя, так как он обязался искоренить монофизитство и от­менить Энотикон. Он был не особенно разборчив в методах своей религиозной политики, что выразилось в гонениях на монофизитов.

Так, толпа верующих в Константинополе требовала от патриар­ха анафемы Севиру, находившемуся тогда в Антиохии, что Юстин и повелел сделать — однако Севиру удалось бежать в Египет. Монофизитские епископы (числом до 54) при Юстине были изгнаны со своих кафедр, активно велось преследование монофизитских монахов и мирян.

В 519 г. произошло преодоление «феликсовой схизмы» и прими­рение с Римом в лице папы Гормизда.

Впрочем, сам Юстин был невежественным во­енным (он не умел даже читать и писать) и многими аспектами его политики, в том числе и религиозными, занимался его племянник и соправитель Юстиниан, который после его смерти и стал императо­ром (527—565 гг.).

В 536 г. в Константинополе прошёл собор, который осудил Севира. После попыток привлечь монофизитов в начале 30-х гг. VI в. воз­обновились гонения. После собора 536 г. был в очередной раз взят курс на лишение еретиков законной и действующей иерархии по­средством назначения своих епископов на кафедры, занимаемые монофизитами. Перед этим, несмотря на многочисленные переста­новки церковных иерархов, обе группы воздерживались от назначе­ния альтернативных епископов на одни и те же кафедры. Таким об­разом, создание Юстинианом параллельной иерархии было своего рода шагом отчаяния после отказа от политики примирения и новой волны репрессий. Но жёсткая политика Юстиниана вынудила моно­физитов на ответные шаги.

Борьбу монофизитов за сохранение своей иерархии возглавил Иаков Барадей (конец V в. - 578 г., с 542 г. епископ Эдесский). В 40-х гг. VI в. Иаков путешествовал по имперскому Востоку, рукопо­лагая епископов и священников. От Иакова Барадея ведёт своё про­исхождение монофизитская церковь Сирии, часто называемая «яковитской».

Билет 10.

Имп. Юстиниан, его церковная политика и теория двух властей. Права и привилегии Церкви при христианском государстве: имущественные права, судебные привилегии, свобода от податей и повинностей. Влияние христианства на гражданское законодательство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: