Роль семьи, профессиональной деятельности и микросоциального окружения в восстановлении здоровья

По определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье, – это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Семья играет важную роль в становлении, поддержании и сохранении этого благополучия. Семья является первым и самым близким социумом, в котором удовлетворяются важные потребности человека. Представления о своей роли в обществе изначально человек получает в семье, осваивая социальные роли и образцы поведения. Кроме того, семья является малой группой, в которой человек общается, учится взаимодействовать с другими людьми, договариваться, находить общий язык, преодолевать конфликты, тренирует свою стрессоустойчивость.

В семье человек чувствует себя более защищенным, удовлетворяются его потребности принадлежности и любви, уважении, почитании, общении с близкими и значимыми людьми. Семья обеспечивает человеку надежный тыл и досуг, что позволяет человеку эффективно справляться со своими рабочими обязанностями, часто наличие семьи мотивирует человека на работу. Благоприятный психологический микроклимат, возможность получить психологическую поддержку — еще один важный ресурс семьи. Продолжительность и качество жизни у семейных людей выше, чем у одиноких.

В семье человек учится делать что-то для других, для близких и общества в целом, вносить посильный вклад в жизнь своего сообщества и чрез это реализовывать свой жизненный потенциал.

Таким образом, семья является важным социальным институтом общества, в котором человек формируется как личность, удовлетворяются его важные потребности. Но иногда семья сталкивается со сложными обстоятельствами, проблемами и не может гармонично функционировать, эффективно решать свои задачи, если справиться с этими трудностями самостоятельно не получается, то можно обратиться к специалистам — семейному психологу или психотерапевту.

Реактивные психозы: клинические варианты, этиология, диагностика.

Реактивные психозы (их называют также психогенными психозами) представляют собой психические нарушения психотического уровня, которые возникают вследствие воздействия сверхсильных потрясений, психических травм, эмоционально значимых для личности.

Уже в первой классификации психозов Ф. Платер (1662) выделял особый тип, который обозначался термином «commotio animi» (потрясения души, душевные потрясения). Это может проявляться и огромной радостью, и смертельной печалью, и безудержным гневом, и другими видами патологии, включая бред. В МКБ-10 термин «психогенное расстройство» относят к тем случаям, при которых фактические жизненные события или проблемы играют важную роль в происхождении данного расстройства. При этом ясно, что не всякий психоз, развивающийся после психической травмы, можно расценивать как реактивны; в ряде случаев психическая травма выступает лишь как провоцирующий фактор, способствующий выявлению уже существующего в скрытой форме заболевания либо его обострению.

Психогенные заболевания (реактивный психоз) в большинстве случаев имеют тенденцию к обратному развитию. Все особенности возникновения, течения и разрешения реактивных психозов сформулированы в триаде К. Ясперса (1923).

1. Психические расстройства возникают после психической травмы, т.е. имеется четкая временная связь между этими явлениями.

2. Течение психических расстройств имеет обратимый характер. Чем дальше по времени отстоит психическая травма, тем более заметно ослабление признаков психических расстройств, и затем чаще всего наступает полное выздоровление.

3. Существует психологически понятная связь (понятность) — между содержанием психической травмы и содержанием болезненных переживаний.

Особенное значение реактивные психозы имеют для диагностики состояний, развивающихся в условиях судебной ситуации (арест, следствие, ожидание приговора), так что являются понятными описания данной патологии судебными врачами. С. Ганзер (1897) описал истерическое сумеречное помрачение сознания в условиях тюремного заключения, так называемый «ганзеровский синдром». В последующем были даны описания истерического ступора (К. Рэкке, 1901), пуэрилизма (Е. Дюпре, 1903), псевдодеменции (К. Вернике, 1906), бредоподобных фантазий (К. Бирнбаум, 1906), психогенных бредовых психозов (П. Б. Ганнушкин, 1904; Р. Гаупп, 1910). В соответствии с ведущими клиническими проявлениями выделяют истерические (диссоциативные) реактивные психозы, эндоформные и смешанные (бредоподобные фантазии), что находит отражение в МКБ-10, при этом реактивные психозы не имеют одной рубрики и размещены в разных классах этой систематики.

Классификация:

 

По особенностям течения выделяют:

1. Острые (шоковые)

1.1 аффективно- шоковые

1.1.1 гипокинетические

1.1.2 гиперкинетические

1.2. острое депрессивное состояние

2. Подострые

2.1 реактивная депрессия

2.1.1 простая реактивная депрессия

2.1.2 депрессивно- истерический синдром

2.1.3 депрессивно- параноидный синдром

2.2 бредовые психозы

2.2.1 паранойяльный вариант

2.2.2 параноидный вариант

2.3 истерические психозы

2.3.1 истерическое сумеречное помрачение сознание

2.3.2 псевдодеменция

 

3. Затяжные

3.1 затяжной реактивный психоз с сохранением структуры подострых психозов

3.2 трансформирующийся

3.3 проградиентный

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: