Глава 2. «Юдифь и голова Олоферна» Густава Климта

В отличии от Юдифь Джорджоне, Юдифь Густава Климта отнюдь не так целомудренна и чиста. Юная вдова изображена на данном полотне сексуальной и самоуверенной женщиной, той, кто знает цену своей сексуальности и умеет ей пользоваться.

Чёрные пышные волосы, ехидно приподнятые брови, прикрытые в экстазе глаза, самодовольная улыбка и широкая волевая челюсть — вот как выглядит Юдифь Густава Климта.

Юдифь обнажена, она не стесняется своей наготы, она провокационно смотрит на нас и берёт нас в свидетели, как бы говоря нам: «Ты можешь быть следующим». Тем не менее, правая грудь Юдифь закрыта полупрозрачной тканью синего цвета, (цвет неба — Юдифь всё же не совсем греховна, она всё ещё находится под покровительством Господа Бога).

На шее Юдифь надето дорогое ожерелье, инкрустированное драгоценными камнями. Здесь уже нет креста, зато видно множество жемчужин — символ скорби, которую Юдифь несёт по своему покойному мужу. Помимо прочего, Юдифь на картине Климта тоже подпоясона, но пояс находится гораздо ниже — символ распущенности, но не полного падения.

Однако, если мы посмотрим ниже, то рука Юдифь и тень на её животе образуют крест — лишнее доказательство того, что Густав Климт не хотел изобразить полностью греховную девушку.

В правой руке Юдифь сжимает (тремя пальцами!) отрубленную голову Олоферна. На картине видна только половина его головы и изображён он гораздо темнее остальной картины — несмотря на то, что Олоферн вынесен в название картины, главная героиня здесь — Юдифь. Но, так или иначе, Юдифь уже не стоит ногой на голове Олоферна, но держит его рукой под своей грудью — на этой картине они гораздо ближе друг к другу духовно, чем на полотне Джорджоне.

На фоне Климт тоже изобразил деревья — древо жизни — символ того, что Юдифь стала для своего города спасительницей, подарила им новую жизнь. Помимо этого, на фоне мы можем заметить сосновые шишки. Это одновременно и символ вечной жизни, и один из элементов Древнегреческого бога Диониса (Вакха), что может отсылать нас к тому, что Юдифь споила Олоферна перед тем, как отрубить ему голову. Если следовать второй версии трактовки этого символа, кажется вполне закономерным, то что шишки пинии изображены именно над головой Олоферна.

Обилие золотого цвета на картине, мне кажется, не стоит принимать во внимание и считать это творческой эманацией Бога — эту технику Густав Климт широко использовал в определённый период своего творчества, так что это просто стилистика автора, вероятнее всего, не несущая никакого символизма.

Несмотря на то, что вверху картины Густав Климт написал её название, полотно было настолько провокационным, что многие современники называли картину не иначе как «Саломея с головой Иоанна Крестителя» - другая библейкая героиня.

 

Заключение:

Несмотря на то что на обеих картинах изображена одна и та же сцена — Юдифь и голова поверженного военачальника ассирийцев Олоферна, взгляд на эту известную библейскую историю у двух авторов абсолютно разный.

Джорджоне изображает Юдифь целомудренной подпоясанной девушкой, совершивший подвиг ради своего города. Юдифь на картине Джорджоне свята и невинна. Она находится намного выше гор и стоит ногой на голове поверженного Олоферна.

На картине Климта же, наоборот, Юдифь представлена греховной женщиной, не лишённой сексуальности и страсти. Отрубленную голову Олоферна она держит прижатой под грудью у сердца — они ближе, чем может показаться. Но несмотря на это, Юдифь на картине Климта всё ещё не лишена божественной защиты и святости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: