Человек, индивид, личность, индивидуальность. Понятие о творческих способностях людей

 

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная сущность способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Тело человека имеет биологическую природу. Хотя нейрофизиология людей уже более 200 000 лет находится под влиянием человеческого общения – оно более сложное и более интенсивное чем у животных. Интенсивность общения людей и их образ жизни привели к тому, что даже анатомия и физиология примерно 40 000 лет тому назад ОБНОВИЛИСЬ. Исчез волосяной покров на части тела. Изменили форму череп и органы.

Душа человека и его общественное «лицо» имеют социальную природу. Это не противоречит религии потому, что сама социальность – над биологией. Она обусловлена духовностью.

Индивид - это уникальный человек, это единичный, конкретный представитель человеческого рода.

 Каждый из нас – индивид. Но уникальность индивида – как и уникальность каждого листика любого дерева большинство людей обойдут внимание. Эта уникальность мало интересна чужому уму. Интересна уникальность души – но она даётся только после реализации ТАЛАНТЛИВОСТИ.

Тот, кто не талантлив – не уникален духовно. Любая духовная уникальность = реализации таланта.

Поэтому так важно не «закопать свой талант». Познать и взрастить способности.

Индивидуализированность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

В чём проявляется индивидуализированность?

· Во внешности

· В чертах характера

· В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)

· Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни люди хотят быть уникальными, но глубины ума и личной мудрости не хватает у большинства. 

Таким образом, все люди индивидуальны с анатомо-физиологической, психологической точки зрения, но с  нравственной и философской точек зрения они ТИПИЧНЫ.

Если набрать в поисковике «ТИПЫ ЛЮДЕЙ» то окажется, что типично почти всё.

Для формирования таланта сначала надо стать личностью = выдержать социальную роль.

Личность – это индивид, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

Личность – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Личного духовного мира в прошлом не было вообще. Была только духовная жизнь племени.

ПОВТОРИМ: Важно, что 150 000 лет тому назад начали закапывать умерших – а до этого не закапывали.

 Важно, что местоимения личные = «Я», «МНЕ» и его переводы на иных языках не существовали вообще. Было «Мы». Имён собственных не было вообще. Их нет и сегодня у тех дикарей, которых продолжают находить в экваториальных джунглях. Это значит, что человеческая духовность изначально не была ни личной ни личностной и вообще требование «дай» не сопровождалось словом «мне».

Это и у маленьких детей сегодня тоже наблюдается. Древние люди – как и маленькие дети – как и дикари – почти никакого индивидуалистического самосознания не имеют.

Они говорят о себе от третьего лица – так же делают дети. И слово «человек» совпадает с именем любого из них. Личные имена появляются только в НЕОЛИТЕ. Духовная жизнь племени есть. Но духовная жизнь отдельной личности не существовала вообще. ПАЛЕОЛИТ длился страшно долго, а НЕОЛИТ всего около 20 000 лет и ускорил все виды прогресса.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта.

 Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

ЗАПОМНИТЕ:

· Не является личностью новорождённый, так как он ещё не способен к общению, социальному взаимодействию. Пример тому – дети -«маугли», попавшие во младенчестве в стаи животных (обезьян, волков), не прошедшие процесс социализации и поэтому не ставшие личностями.

· Психически больные люди тоже не являются личностями, они не способны адекватно вести себя, отвечать за свои действия. Поэтому их изолируют от общества в специальные лечебные учреждения. Не случайно любой преступник проходит судебную экспертизу на наличие психических отклонений. ВАЖНО, что злодеи не хотят в тюрьму – именно злодеи распространяют миф о том, что злодей = психически больной. Но педагог и врачи обязаны объяснять всем, что преступнику не место в больницах.

 

Мы все хотим быть «самими собой», чтобы нас ценили как конкретную отдельную личность, ни с кем не сравнивая и ни на кого не показывая. В этом смысле сложно быть детьми знаменитостей, потому что их воспринимают часто как чьих-то детей и им приходится доказывать, что они сами что-то из себя представляют и могут многого в жизни добиться. ЭТО ГОВОРИТ о естественной тяге к реализации ТАЛАНТА.

ИТАК – ВАЖНЕЕ ВСЕГО В ЛИЧНОСТИ ТО, ЧТО ЛИЧНОСТЬ СПОСОБНА ВЫДЕРЖАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ.

САМОЕ СЛОЖНОЕ – СТАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ – ТО ЕСТЬ ТАКОЙ ЛИЧНОСТЬЮ, КОТОРАЯ СОЗДАЛА НОВЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ:

 КАК СЕРГЕЙ КОРОЛЁВ СОЗДАЛ КОСМОНАВТИКУ…

КАК ЛЕОНАРДО СДЕЛАЛ ИЗ СЕБЯ ИНЖЕНЕРА… 

В конце я хочу пожелать каждому из вас, учащиеся, стать высоконравственной личностью, стремиться к этому, формировать в себе лучшие человеческие качества.

И, конечно, быть индивидуальностью, не сливаться с массой, толпой, всегда иметь свою позицию, добиваться высоких результатов в том деле, которому вы посвятите свою жизнь.

Социальность человека, природа человека, изучается 2000 лет. В античности было разнообразие ответов:

1.Человек как полубог (Македонский – потомок Геракла, сына Зевса). 2.…Как пёс (Диоген = киник=пёс=циник) 3.Политическая животное и. т. д.

В средние века ответ был только 1, только по Библии. «Творение Божие» - суть человека.

В эпоху Возрождения человек это микрокосм (мир малых величин – малое подобие КОСМОСА).

В 1700-1800 годах просветители указали на социальную суть и социальную природу (Руссо, Маркс) — человек это ансамбль человеческих отношений.

Социальная сфера – это возникновение и взаимодействие людей друг с другом.

Политическая сфера – это область взаимодействия людей по поводу власти и подчинения.

 Духовная сфера – это область создания и освоения духовных благ. Индивид - это уникальный человек.

Личность - это такой человек, который выдерживает социальную роль. Если человеку роль по плечу, его хвалят, но многие люди не справляются с многими ролями. На Руси говорили «Не по Сеньке шапка». При этом те люди, которые выбирают повседневную роль часто не хотят учиться. Таких в 19 веке называли посредственными. Другие люди напротив развивают у себя способности, чтоб реализовать мечту, чтоб стать счастливым, только у них есть шанс стать талантливыми. Люди необразованные (обыватели) думают, что одним дан талант, а другим не дан, и что будет в будущем, - якобы «неизвестно».

Но и религия, и наука (педагогика) учат другому! «Кто закопает свой талант в землю, - того ждёт участь раба», «Бог всем дал по таланту» - так говорит в Библии Христос. И христианство любых направлений, и ислам признают правду этих слов.

Тем более светская этика и педагогика требуют обязательно найти талант у каждого ребёнка. Помогать становлению талантов – смысл образования.

Для расширения ответа привлеките материал из п.п. 2,4,5,6.

 


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: