Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Сознание в психологии - это результат творческого синтеза основных процессов психики: процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции).
Сознание (понятие из учебника) - одно из понятий философии, означающие способность идеального воспроизведения деятельности, а так же специфические механизмы и формы того воспроизведения на разных уровнях. ТО ЕСТЬ ЭТО СИНОНИМ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
Личность человека производится – создаётся общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности. Личность впервые возникает в обществе.
В изучении развития психики ребенка следует исходить из развития его деятельности, так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие – подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности.
|
|
Психологическое развитие человека по А.Н. Леонтьеву – это процесс развития его деятельности, сознания, личности. Развитие личности, согласно А.Н. Леонтьеву, происходит в процессе включения ее в различные виды деятельности. Категория деятельности у А.Н. Леонтьева – основополагающая для анализа личности. Проблема личности есть проблема единства, взаимосвязи отдельных деятельностей. Леонтьев, таким образом, определяет личность, как связь, иерархию деятельностей, а не психических процессов.
Личность – не биологическое и не социальное, не условия и не факторы, а биография и опыт жизни. Личность есть результат “кристаллизации” биографии. Это первый тезис А.Н. Леонтьева.
Второй тезис: личность развивается, т.е. существует качественно особые стадии развития личности, которые не имеют отношения к развитию психических процессов.
Третий тезис – личность имеет строение. С самого начала вводится разведение индивида и личности. Если индивид представляет собой некое биологическое единство, связь естественных органов и их функций, то личность – небиологическое единство. Она постепенно возникает, формируется в ходе жизни, поэтому есть строение индивида, и есть независимое от него строение личности.
|
|
Деятельность человека неотделима от сознания. Сознание — это ощущение каждым человеком своего существования: я не просто существую — я знаю, что существую.
Сознанию присущи три функции: разум, чувства, воля.
· 1. Разум. Содержание данной функции составляют следующие мыслительные операции:
o — воспроизводство и закрепление в идеальном виде сведений, поступающих из внешнего мира, накопление и хранение информации в памяти;
o — мышление, то есть переработка полученной информации в абстрактные, отвлеченные формы: понятия, образы, умозаключения, суждения — и операции с ними. Мышление активно, оно выстраивает план действий, решает различные задачи, прогнозирует, исследует существующие и строит новые теории.
Объективируется мысль посредством языка, речи, а также мимики и жестов.
2. Чувства (эмоции). Различаются два класса чувств. Первый класс (низший) — ощущения, которые человек получает от внешнего мира посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса
Другой класс чувств (высший) отражает реакцию человека на внешние психические воздействия, рождающие у него радость или печаль, гнев, ненависть, любовь, зависть, тоску, удовольствие и т. д.
Случайно подставив руку открытому огню, мы ощутим боль и отдернем ее от источника огня. Мы испытали в данном случае физический контакт с внешним миром. Но если кто-то дал нам пощечину, мы реагируем не столько на физический контакт с ладонью обидчика, сколько на психический: воздействие на нашу психику, сознание, — и реакция будет из класса высших чувств: гнев, обида, унижение и т. д. Можно отметить, что такие свойства личности, как честь и достоинство, представляют собой сложный конгломерат мыслей, чувств, переживаний.
Чувства человека внешне выражаются главным образом речью, мимикой и жестами. Проявление чувств, эмоциональное возбуждение чаще всего рассматривают как реакцию на нарушение равновесия в жизненных ситуациях (неожиданности, желательные или нежелательные события и т. д.).
Воля — способность человека сознательно и целенаправленно управлять своими действиями, выбирать род деятельности (действий) и внутренние усилия, необходимые для ее (их) осуществления. Схематически механизм реализации воли можно представить в виде следующих этапов:
а) формулирование мотива действия;
б) обдумывание всех «за» и «против» данного действия или образа действия — выбор действия или образа действия;
в) принятие решения: на данном этапе созревает решимость совершить намеченное действие, снимаются альтернативные варианты (все «против», а также иные «за»), — выбор сделан;
То есть воля (по определению профессора Гальперина) – организация памяти и внимания. А внимание – это автоматизированный свёрнутый погружённый и интериоризированный контроль психической активности.
В общественных науках смысл термина «сознания» употребляется для обозначения души, духовности разума, всех видов активности духа, в том числе и индивидуальная активность.
Духовный мир часто показывает внутренний мир.
Духовный мир человека - это его индивидуальная духовность, это внутренний мир человеческого «Я», совокупность идей и образов, ценностей и интересов. Этот мир выражает уникальный набор черт личности, который проявляется в индивидуальных особенностях его активности.
Духовный мир формируется в процессе социализации, когда складывается иерархия ценностей данной личности, которая может изменяться на протяжении всей жизни человека.
Духовность- свойство души, состояние в преобладании нравственных, духовных интересов над материальными.
Высшая творческая способность, то есть способность создавать, то что будет ценностью в духовном мире, как личности, так и народа («Памятник» А. С. Пушкин); чаще всего воплощением духовности оказывается то что люди называют «шедевр» это относят к тому или иному виду искусства.
|
|
Рост меры ценности называется ДОБРО. Поэтому духовность - это умение и готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось. Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными.
Шедевр оказывается и воплощением духовности и доказательством состоятельности творца. Эти шедевры удовлетворяют эстетические потребности, в том числе любого искусства.
В основе искусства лежит эстетика.
Эсте́тика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания..
Критерии эстетического - выразительность. Благодаря искусству духовность выражает себя. Однако основой духовности является знание добра и зла - это знание эстетическое и не эстетическое, то есть прежде чем стремиться к красоте люди обязаны обеспечить добротность и доброту в жизни. Люди ждут от политиков и религии, тем более что в религии воплощают духовности общества.
Критерий эстетического - выразительность.
Главные понятия – категории – это – ВОЗВЫШЕННОЕ И НИЗМЕННОЕ, ПРЕКРАСНОЕ И БЕЗОБРАЗНОЕ, КОМИЧЕСКОЕ И ТРАГИЧЕСКОЕ. Острота ума через обострение чувства юмора и остроумия уже в эпоху античности формирует жанры комедии и трагедии. Начинаются попытки отделить подлинно прекрасное = красоту, от таких вещей, которые доказывают тщетность попыток реализовать красоту и добиться восхищения потомков.Благодаря искусству духовность выражает себя. Однако основой духовности является знание добра и зла - это знание эстетическое и не эстетическое, то есть прежде чем стремиться к красоте люди обязаны обеспечить добротность и доброту в жизни. Люди ждут от политиков и религии, тем более что в религии воплощают духовности общества.
Прекрасное и красота – это признак совершенства и завершённости, поэтому создавать прекрасное способны только те, кто вобрал в свой личный опыт много чужого опыта. Опыт творчества накапливается 1000 лет, чтобы стать современными людьми, - требуется этот опыт ПРЕВЗОЙТИ. Кто не превзошёл, - то не современен.
|
|