ПИЖТ УрГУПС
«Эксплуатация пассажирских вагонов и обслуживание пассажиров в пути следования»
__________________________________________________________________
Часть 1
Правила технической эксплуатации железных дорог.
Устройство и обслуживание пассажирских вагонов.
Методическое пособие для проводников вагонов
Разработал: преподаватель
Лузин В.Г
Г. Пермь 2020г.
Общий курс железных дорог
1. Путь и путевое хозяйство
Габарит погрузки – это предельное поперечное очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз на открытом подвижном.
Габарит подвижного состава – это предельное поперечное очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав.
Габарит приближения строений – это предельное поперечное очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств.
Проводники пассажирских вагонов при обнаружении негабаритности угрожающей безопасности движения, обязаны принять меры к немедленной остановке поезда для устранения возникшего препятствия.
Нижнее строение пути: земляное полотно, искусственные сооружения пути. Верхнее строение пути: балластный слой, шпалы, рельсы, скрепления, стрелочные переводы.
2. Сигналы
Сигналы делятся на две категории:
- видимые (дневные, ночные, круглосуточные);
- звуковые;
все они могут быть:
- постоянные;
- переносные;
- поездные;
- ручные;
- сигнальные знаки;
- сигнальные указатели.
3. Устройство сцб на перегонах
- путевая блокировка;
- система Автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН);
- автоматическая переездная сигнализация;
- устройство сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) на станции.
Правила технической эксплуатации
1. Что устанавливают Правила технической эксплуатации (птэ)
ПТЭ железных дорог РФ устанавливают основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действия работников железнодорожного транспорта при эксплуатации, основные размеры, нормы содержания, сооружений, устройств и подвижного состава, требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.
Настоящие Правила обязательны для всех подразделений и работников федерального железнодорожного транспорта, а их выполнение обеспечивает слаженность всех звеньев железнодорожного транспорта, четкую и бесперебойную работу железных дорог и безопасность движения.
Основные общие обязанности работников
Основными обязанностями работников железнодорожного транспорта являются удовлетворение потребностей в перевозках грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа, эффективное использование технических средств, соблюдение требований охраны окружающей природной среды.
Каждый работник, связанные с движением поездов, несет по кругу своих обязанностей ответственность за выполнение настоящих Правил и безопасность движения.
Основные требования к сооружениям и устройствам
Сооружения и устройства железной дороги должны содержаться в исправном состоянии.
Предупреждение появления неисправностей и обеспечение длительных сроков службы сооружений и устройств железной дороги должны быть главными в работе лиц, ответственных за их содержание.
Сооружения и устройства, железных дорог должны соответствовать требованиям, обеспечивающим пропуск поездов с наибольшими установленными скоростями: пассажирских – 140 км/ч, рефрижераторных – 120 км/ч, грузовых – 90 км/ч.
Расстояние между осями путей
Расстояние между осями путей:
· на перегонах не менее 4100 мм;
· на трехпутных и более участках, расстояние между 2 и 3 путями не менее 5000 мм;
· на станции не менее 4800 мм;
· на не проходных или грузовых путях не менее 4500 мм;
· при расположении главных путей крайними, с разрешения начальника железной дороги – 4100 мм;
· на перегрузочных не менее 3600 мм.
Расположение груза
Погруженный на открытом подвижном составе груз должен размещаться в пределах габаритов погрузки, в противном случае, перевозятся такие грузы в соответствии с порядком, установленным ОАО «РЖД».
Для проверки правильности размещения грузов в пределах габарита, устанавливаются габаритные ворота.
Грузы, находящиеся около пути должны быть уложены и закреплены так, чтобы соответствовать габариту приближения строений. При высоте до 1200 мм они должны находиться не ближе 2 м от крайнего рельса, при большей высоте – не ближе 2,5 м.
Земляное полотно
Основная площадка должная быть не менее 5,5 м на однопутных участках, и 9,6 м на двухпутных. В сложном грунте 5 и 9,1 м соответственно. Обочина не менее 0,4 м с каждой стороны. При максимальном уровне воды, бровка должна быть выше уровня воды не менее чем на 0,5 м.