Ядром педагогики, ее основным элементом является дидактика – общая теория образования и обучения, исследует закономерности познавательной деятельности и отвечает на вопросы: «Для чего учить?»; «Как учить?»; «Где учить?»; «Чему учить?» и другие.
Дидактика рассматривает общие положения и закономерности, присущие обучению всем предметам. Дидактика – это ядро, объединяющее все предметные методики. Я. А. Коменский (1592-1670) не случайно назвал дидактику Великой, поскольку она позволяет учить «всех всему». Например, обучение кадров – одна из главных задач руководителя любого предприятия или организации независимо от специфики, поскольку от уровня подготовки его сотрудников зависит эффективность выполняемой профессиональной деятельности.
Термин «дидактика» происходит от греческих слов: «didactios» – поучающий и «idasko» – изучающий. Считается, что термин «дидактика» был введен в 1613 немецким языковедом и педагогом Вольфгангом Ратке (1571-1635). А первой фундаментальной работой по теории обучения является «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского, написанная им в 1632 и опубликована в 1657 году.
Как раздел педагогики дидактика в современных условиях приобретает черты самостоятельной научной дисциплины. Именно благодаря повышению качества образования, например, Япония за послевоенный период увеличила объем промышленного производства в 25 раз и приступила сейчас к осуществлению цели о высшем образовании каждого гражданина. За 12 лет в Японии получают такой объем знаний, который в США – за 16 лет. Главное для этой страны – сформировать навыки упорно учебного труда, умение интенсивно трудиться и учиться на протяжении всей профессиональной жизни, сохраняя при этом верность своей фирме.
Предметом дидактики – теории обучения – является процесс образования и обучения. Дидактика раскрывает сущность цепочки таких научных понятий: цель, задачи, законы, закономерности, принципы, содержание, методы, формы, средства, приемы в учебном процессе. Цель – это идеальное представление, запрограммированное предсказание результата образования.
Закон дидактики – внутренние, устойчивые повторяющиеся объективные связи между компонентами учебно-воспитательного процесса. Например:
закон соответствия цели образования характеру, уровню и тенденциям общественного развития;
закон соответствия содержания обучения его цели;
закон соответствия содержания обучения средствам его реализации;
закон целостности и единства педагогического процесса;
закон воспитательного и развивающего характера обучения.
Закономерности процесса обучения – это последовательные проявления действия того или иного педагогического закона. Они выражают устойчивые повторяющиеся взаимосвязи между определенными явлениями, например:
обучение – активный процесс,
только знания, которые применяются на практике, остаются в памяти;
связь и взаимодействие в учебном процессе студента и исследуемого объекта;
навыки формируются в процессе тренировки;
прочность знаний обеспечивается при прямом и отсроченном повторении;
процесс обучения зависит потребностями общества в разностороннем развитии личности.
Принципы обучения – это исходные положения о способах достижения целей с учетом законов и закономерностей учебно-воспитательного процесса. Например:
оптимальный уровень трудности учебного материала;
ведущая роль теоретических знаний;
связь теории с практикой (студенты должны уметь и иметь возможность применить полученные знания на практике);
оптимальный темп изучения материала;
воспитательный характер обучения (воспитывается, прежде всего, культура творческого труда);
систематичность и последовательность (связь между предметами с учетом закономерностей в каждой части курса, в каждом предмете);
наглядность обучения («золотое» правило дидактики);
соответствие содержания образования методам обучения и психолого-педагогическим особенностям студентов;
индивидуальный подход к студентам в условиях коллективной работы (создание соответствующих индивидуальных условий эффективной учебно-творческой деятельности).
Индивидуализацию обучения понимают в контексте таких определений:
- организация учебного процесса, при которой выбор способов, темпа обучения осуществляется с учетом уровня развития способностей студентов к обучению;
- система воспитательных и дидактических мероприятий, соответствующих цели деятельности и познавательным возможностям студентов;
- изменение методов обучения, корректировка цели обучения, критериев определения уровня успеваемости;
- совершенствование самостоятельной работы студентов в соответствии с индивидуальными способностями и т.п.
Методика обучения экологическим дисциплинам как частная дидактика