Методы теоретического педагогического исследования

 

К теоретическим методам педагогического исследования относят индукцию и дедукцию, анализ и синтез, сравнение, классификацию, абстрагирование и конкретизацию, мысленный эксперимент.

Индукция и дедукция. Обязательной составляющей педагогического эксперимента является индукция (от лат. – отношение, проведение) – метод научного познания, направленный на выяснение причинно-следственных связей между педагогическими явлениями, обобщение эмпирических данных на основе логических предположений от конкретного к общему, от известного к неизвестному. Индукция открывает путь развития знания от эмпирического до теоретического уровня, выступает средством создания педагогических концепций, которые являются результатом узких единичных наблюдений. Основой дедукции (от лат. – отвод) является научные положения и постулаты, не требующие опытно-экспериментального подтверждения – аксиомы. Дедукция дает достоверные знания, поскольку идет от общего к частному.

Анализ и синтез. Эти два метода научного познания тоже существуют в единстве и взаимодействии. Анализ – это мысленное или фактическое разложение целого на части. Однако обнаруженные таким способом признаки недостаточны, поскольку их исследуют отдельно и не сопоставляют. Чтобы рассмотреть их как элементы целого, используют синтез, устанавливающий единство составляющих предмета исследования.

Сравнение. Это метод сопоставления изучаемых предметов и установление их сходства или различия.

Классификация. Этот метод используют на начальных стадиях исследования. Он позволяет упорядочить и классифицировать педагогические явления на основе их однородности, способствуя дальнейшему научному познанию.

Анализируя меры, собранные факты, работу, исследователь использует и обобщения. Оно предполагает логический переход от единичного к общему, от менее общего к более общему суждения, знания, оценки. Обобщенное суждение, будучи глубоким отражением действительности, дает возможность проникнуть в сущность мероприятий, явлений и таким образом оценить деятельность педагогов с принципиальных позиций.

Абстрагирование и конкретизация. Под абстрагированием понимают процесс мысленного выделения определенного собственного свойства или признаков предмета с целью более глубокого его изучения. Существует два вида абстрагирования: обобщающее (выделение во многих предметах общих одинаковых черт) и изолирующее (не требует изучения многих предметов, поскольку исследователь аналитически отличает нужное свойство одного из предметов и сосредотачивает на нем внимание).

Предельным видом абстрагирования является идеализация, которая основывается на последовательной максимальной изоляции исследуемого свойства от сопутствующих факторов, вследствие чего создаются воображаемые идеальные объекты, не существующие в педагогической реальности.

Конкретизация позволяет точнее охарактеризовать объект, учесть структурные и функциональные связи его компонентов.

Мысленный эксперимент. В таком эксперименте на основе теоретических и эмпирических знаний создается идеальный объект, который далее соотносится с педагогической действительностью и имитирует те ситуации, которые могли существовать в реальном эксперименте. В этом типе эксперимента выделяют три этапа: формулирование задач и создание экспериментальной ситуации; формирования мысленной модели эксперимента; прогнозирование и анализ возможных экспериментальных результатов. Он является эффективным методом планирования и осмысления исследовательской работы, что позволяет выявить важнейшие для научного познания связи объекта изучения.

 

Методы количественной обработки результатов педагогического

Исследования

 

Используют их для количественного анализа фактического материала, полученного в процессе исследования. Эти методы предоставляют процессу исследования четкости, структурированности, рациональности, эффективности при обработке большого количества эмпирических данных. Широко используются регистрация, ранжирование, моделирование, измерение.

Регистрация. Предусматривает выявление определенного качества в явлениях определенного класса и расчет ее по наличию или отсутствию (например, количество совершенных студентами негативных поступков).

Ранжирование. Сущность его заключается в размещении зафиксированных показателей в определенной последовательности (уменьшение или увеличение), определении места в этом ряду объектов (например, составление списка студентов в зависимости от уровня успеваемости и др.).

Измерения. Педагогические исследования требуют использования методов математической статистики. Для всех измерений (определенные соответствия между изучаемыми явлениями, и числами) используют несколько шкал. Самой простой является шкала наименований. Ее составляют предоставлением объектам изучения цифровых обозначений. Шкала порядка позволяет отличать степень выявления определенных свойств или признаков объектов, их соотношение («больше – меньше», «лучше – хуже»). Эту шкалу используют для учета качественных показателей педагогического явления, не имеющего строгой количественной меры. Шкала интервалов определяет градации свойств объекта и их различия в одинаковых интервалах, т.е. устанавливает единицу измерения. Объекту присваивают число, равное числу таких единиц. В шкале отношений четко определено положение нулевой точки.

Ни одно измерение не может быть выполненным абсолютно точно, тем более педагогическое, которое не поддается конкретному описанию. Однако методы математической статистики позволяют учесть возможные неточности и отразить их в педагогической интерпретации статистической обработки. С помощью статистических методов определяют средние величины полученных показателей:

û среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверенных работах контрольной и экспериментальной групп);

û медиану – показатель середины ряда (например, при наличии двадцати студентов в группе медианой будет оценка шестого студента в списке, в котором все студенты распределены по рангу их оценок);

û степень рассеивания – дисперсия или среднее квадратичное отклонение, коэффициент вариации и др.

Для проведения этих расчетов используют общие математические формулы, справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью методов математической статистики, позволяют установить количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Моделирование. Оно направлено на создание и исследование научных моделей – осмысленно представленной и материально реализованной системы, которая адекватно отражает предмет исследования, является средством теоретического исследования педагогических явлений, помогает познать закономерность поведения человека в различных ситуациях.

Построение модели способствует упорядочению и систематизации информации. Мелкие факторы, излишняя детализация, второстепенные явления осложняют саму модель и препятствуют ее теоретическому исследованию.

Построение любой модели есть творческий исследовательский процесс, который требует знаний о педагогическом явлении, навыков анализа и синтеза и значительного исследовательского воображения. Моделирование может выступать методом научного отражения и познания педагогического объекта как системы или методом развития педагогического знания с опережением педагогической практики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: