Организация самостоятельной работы студентов

 

Организация самостоятельной работы студентов предполагает: обеспечение студентов учебными рекомендациями по изучению всех дисциплин в виде учебных пособий; использование раздаточного материала, в т.ч. текстов лекций; создание видео и компьютерных пособий и условий для работы с ними, увеличение выпуска учебных пособий высшим учебным заведением; увеличение читальных залов, компьютерных классов; внедрение индивидуальных консультаций студентов.

Самостоятельная работа студентов высших учебных заведений должна основываться на научных принципах.

Научная организация самостоятельной работы студентов (НОСРС) – система мероприятий по внедрению достижений науки и передового педагогического опыта в организацию самостоятельной работы студентов с целью повышения ее эффективности.

Такая работа связана, прежде всего, с перестройкой приобретенной за время обучения в общеобразовательной школе системы самостоятельной работы.

Научная организация самостоятельной работы студента предполагает его:

Ÿ умения наблюдать явления и собирать факты;

Ÿ проникать в сущность изучаемого явления и связывать в единое целое различные, на первый взгляд, процессы;

Ÿ умения обобщать, расширять и углублять знания;

Ÿ способность поставить научный эксперимент и сделать на его основе правильные выводы;

Ÿ умение мыслить аналогиями, моделировать, предусматривать, фантазировать и т.п.

Такая форма самостоятельной работы студентов призвана освободить их от слепого подражания, научить работать творчески, сформировать требовательность к себе и к другим.

Одним из основных аспектов научной организации самостоятельной работы является техника поиска информации. Речь идет о четком представлении об общей системе научно-технической информации и тех возможностях, которые дают использование всех источников информации; знание всех возможных источников информации по специальности; умение выбрать наиболее рациональную схему поиска в соответствии с задачами и условиями деятельности; навыки использования библиографических и вспомогательных материалов.

Источники информации делятся на первичные и вторичные.

К первичным источникам относятся книги, документы, периодические издания, специальные издания, а также источники, которые не публикуются (диссертации, депонированные рукописи, архивные документы).

Ко вторичным – относят различные информационные издания: справочную литературу, каталоги, картотеки, библиографические издания.

Книга является важнейшим источником массовой научно-технической информации. Поэтому каждый студент должен уметь самостоятельно обрабатывать ее. Целевую направленность чтения студента определяет тема его творческого поиска. Прежде всего, он должен найти ту литературу, которая бы способствовала совершенствованию процесса обучения и углублению его знаний.

Экономия времени и энергии читателя достигается не только скоростью чтения и записи, но и умением правильно выбрать и реализовать оптимальный вид записи (план, тезисы, конспект, аннотация, рецензия, реферат и др.).

Планом называют короткий, логично построенный перечень вопросов, который раскрывает содержание прочитанного материала. В нем нет конкретного изложения материала, а есть структура, определяющая содержание. Чтобы составить план.. нужно уметь выделять главные мысли, устанавливать соотношения, связи между ними, четко и кратко формулировать их.

Тезисы (греч. thesis – положение, утверждение) – это кратко сформулированы основные мысли, положения прочитанного материала. Если каждый пункт плана – это вопрос, то тезис является обобщенным, коротким ответом на него. Они выражают сущность, но не раскрывают содержания.

Конспект (лат. conspectus – обзор) представляет собой краткое изложение прочитанного материала, доклады, лекции, статьи. Конспект содержит не только констатирующую, но и аргументирующую часть: примеры, доказательства изучаемого материала, собственные мысли и т.п.

Аннотация (лат. annotatio – замечание, примечание) – это небольшая (10-20 строк) обобщающая характеристика книги или статьи, иногда содержит и их оценку; служит для ознакомления с содержанием книги, а также для ориентирования в поисках нужного материала.

Реферат (лат. refere – докладывать, сообщать) – небольшое целостное изложение материала, в котором кратко, но с мотивировкой, определениями и выводами изложены основные идеи, положения статьи или нескольких статей, книг; иногда дается собственное отношение к ним.

Рецензия (лат. recensio – осмотр, обследование) – краткая оценка изучаемого материала. В ней дается изложение сути проанализированного материала (статьи, книги, доклады, лекции), рассматривается его содержание и форма, отмечаются достоинства и недостатки, делается обобщение. Оценочные суждения должны быть убедительно аргументированы.

Цитата (нем. zitat, лат. cito – привожу) – дословно воспроизведен фрагмент из книги. Используют ее для подтверждения собственного мнения; необходимо указать автора, название работы, место и год издания, страницу.

Все приведенные виды записей используются в различных комбинациях, в зависимости от поставленных целей и задач самостоятельной работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: