Психолого-педагогическая структура деятельности преподавателя

Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать основные компоненты психолого-педагогической структуры своей деятельности, а также педагогические действия, профессионально важные умения и психологические качества, необходимые для ее реализации.

Психолого-педагогическая структура деятельности – система действий педагога, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В этой системе выделяют следующие функциональные компоненты: гносеологический, конструктивный, организационный, коммуникативный.

Гносеологический (от греч. – познавательный) компонент охватывает изучение каждого студента, коллектива, сферы применения всех методов обучения и воспитания, методических указаний и инструкций, разграничение в них объективного и субъективного; анализ собственного опыта и опыта других преподавателей, его обобщения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы; самообразование и самовоспитания.

Конструктивный компонент предполагает отбор и композицию учебной информации, которую следует донести до студентов, планирование деятельности студентов по этой информации; проектирование собственной деятельности и поведения для взаимодействия со студентами. Молодым педагогам следует прежде всего научиться конструировать учебный материал, выделять в нем главное и правильно распределять по времени, чтобы этот материал легко воспринимался аудиторией.

Организационный компонент охватывает структурирование информации в процессе ее сообщения студентам; организацию различных видов деятельности студентов таким образом, чтобы результаты соответствовали целям системы; организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия со студентами.

Коммуникативный компонент предусматривает налаживание педагогически целесообразных отношений с теми, на кого направлено влияние (признание моральной, интеллектуальной и политической превосходства как руководителя и организатора – «взаимоотношения по горизонтали»); установления правильных отношений с теми, кто выступает в роли руководителей данной системы (дисциплинированность, принципиальность, творчество – «взаимоотношения по вертикали») и партнеров; соотнесение своей деятельности с государственным заданием, доведенным до руководителя как гражданина.

Психологическая структура деятельности преподавателя является динамической и с овладением мастерством меняется. Педагогам необходимо серьезно продумывать стратегию овладения аудитории, поскольку от этого зависят взаимоотношения со студенческим коллективом. Если не заработать авторитет сразу, то исправить ситуацию будет трудно.

Структуру деятельности преподавателя рассматривают в двух аспектах.

v Первый ее аспект предполагает взаимосвязь знаний и умений:

Ø специальных (знание теории своей науки и умения практического их применения в педагогической деятельности);

Ø педагогических (знание дидактики высшей школы, теории воспитания, осознание основной цели обучения и воспитания в вузе, диагностика профессиональных данных будущего специалиста, прогнозирования его профессионального роста);

Ø психологических (знание психологических основ преподавания выбранного предмета, психических состояний студентов и своего собственного, закономерностей возрастных и индивидуальных особенностей восприятия студентами содержания обучения);

Ø методических (знание методов, приемов и средств донесения научной информации до студентов).

v Второй аспект структуры педагогического труда преподавателя – это его конструктивная, организационно-мобилизующая, коммуникативно-развивающая, информационно-ориентирующая, исследовательская и гносеологическая деятельность, что предполагает высокую квалификацию.

Подготовка высококвалифицированного специалиста в высшей школе предполагает не только запоминание массивов информации, но и развитие навыков самостоятельного творческого мышления, способности продуцировать новые знания, умения использовать их на практике. Продуктивное мышление формируется только в проблемных ситуациях, которые воспринимаются как противоречия между существующими и новыми знаниями. Эффективным обучение может быть только в процессе исследования. Поэтому в высшей школе в учебный процесс внедряются методы научно-исследовательской деятельности, прививают студенту умения владеть методологией наук как инструментом получения новых знаний. Учитывая это, преподаватель вуза превращается в ученого-исследователя, теоретика и практика, руководителя исследовательского студенческого коллектива, психолога-воспитателя, руководителя учебно-познавательной деятельностью студентов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: