Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать основные компоненты психолого-педагогической структуры своей деятельности, а также педагогические действия, профессионально важные умения и психологические качества, необходимые для ее реализации.
Психолого-педагогическая структура деятельности – система действий педагога, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В этой системе выделяют следующие функциональные компоненты: гносеологический, конструктивный, организационный, коммуникативный.
Гносеологический (от греч. – познавательный) компонент охватывает изучение каждого студента, коллектива, сферы применения всех методов обучения и воспитания, методических указаний и инструкций, разграничение в них объективного и субъективного; анализ собственного опыта и опыта других преподавателей, его обобщения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы; самообразование и самовоспитания.
|
|
Конструктивный компонент предполагает отбор и композицию учебной информации, которую следует донести до студентов, планирование деятельности студентов по этой информации; проектирование собственной деятельности и поведения для взаимодействия со студентами. Молодым педагогам следует прежде всего научиться конструировать учебный материал, выделять в нем главное и правильно распределять по времени, чтобы этот материал легко воспринимался аудиторией.
Организационный компонент охватывает структурирование информации в процессе ее сообщения студентам; организацию различных видов деятельности студентов таким образом, чтобы результаты соответствовали целям системы; организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия со студентами.
Коммуникативный компонент предусматривает налаживание педагогически целесообразных отношений с теми, на кого направлено влияние (признание моральной, интеллектуальной и политической превосходства как руководителя и организатора – «взаимоотношения по горизонтали»); установления правильных отношений с теми, кто выступает в роли руководителей данной системы (дисциплинированность, принципиальность, творчество – «взаимоотношения по вертикали») и партнеров; соотнесение своей деятельности с государственным заданием, доведенным до руководителя как гражданина.
Психологическая структура деятельности преподавателя является динамической и с овладением мастерством меняется. Педагогам необходимо серьезно продумывать стратегию овладения аудитории, поскольку от этого зависят взаимоотношения со студенческим коллективом. Если не заработать авторитет сразу, то исправить ситуацию будет трудно.
|
|
Структуру деятельности преподавателя рассматривают в двух аспектах.
v Первый ее аспект предполагает взаимосвязь знаний и умений:
Ø специальных (знание теории своей науки и умения практического их применения в педагогической деятельности);
Ø педагогических (знание дидактики высшей школы, теории воспитания, осознание основной цели обучения и воспитания в вузе, диагностика профессиональных данных будущего специалиста, прогнозирования его профессионального роста);
Ø психологических (знание психологических основ преподавания выбранного предмета, психических состояний студентов и своего собственного, закономерностей возрастных и индивидуальных особенностей восприятия студентами содержания обучения);
Ø методических (знание методов, приемов и средств донесения научной информации до студентов).
v Второй аспект структуры педагогического труда преподавателя – это его конструктивная, организационно-мобилизующая, коммуникативно-развивающая, информационно-ориентирующая, исследовательская и гносеологическая деятельность, что предполагает высокую квалификацию.
Подготовка высококвалифицированного специалиста в высшей школе предполагает не только запоминание массивов информации, но и развитие навыков самостоятельного творческого мышления, способности продуцировать новые знания, умения использовать их на практике. Продуктивное мышление формируется только в проблемных ситуациях, которые воспринимаются как противоречия между существующими и новыми знаниями. Эффективным обучение может быть только в процессе исследования. Поэтому в высшей школе в учебный процесс внедряются методы научно-исследовательской деятельности, прививают студенту умения владеть методологией наук как инструментом получения новых знаний. Учитывая это, преподаватель вуза превращается в ученого-исследователя, теоретика и практика, руководителя исследовательского студенческого коллектива, психолога-воспитателя, руководителя учебно-познавательной деятельностью студентов.