Педагогическое взаимодействие

Педагогическое мастерство преподавателя вуза

 

Преподаватель вуза должен постоянно работать над совершенствованием своего педагогического мастерства, от чего во многом зависят результаты его работы.

Педагогическое мастерство – совокупность качеств личности, которые обеспечивают высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности педагога.

Составляющими профессионального мастерства являются профессиональные знания, педагогическая техника, педагогические способности, педагогическая нравственность, профессионально значимые качества, внешняя культура.

Профессиональные знания являются фундаментальной основой педагогического мастерства и охватывают три блока учебных дисциплин: психолого-педагогические, профессиональные, социально-ориентированные.

Педагогическая техника предусматривает наличие трех групп умений: осуществлять учебно-воспитательный процесс, воспитательную работу; взаимодействовать со студентами, управлять ими в процессе разнообразной деятельности; управлять собой, своим эмоциональным состоянием, речью и т.д.

Педагогические умения помогают формированию профессиональной позиции преподавателя, позволяющие получить результат, адекватный целям, замыслам.

К педагогическим способностям принадлежат коммуникативность, креативность (творчество), рефлексия (анализ собственного психического состояния); перцептивные (способности к восприятию нового), интеллектуальные, организаторские.

Педагогическая нравственность предполагает гуманистическую направленность личности преподавателя и охватывает его ценностные ориентации, идеалы, интересы. Она влияет на взаимоотношения со студентами, определяет гуманистическую стратегию педагогической деятельности.

К профессионально значимым качествам относят доброжелательность, объективность, требовательность, самостоятельность, самоконтроль, порядочность, оптимизм, наличие педагогических способностей. Эти качества повышают производительность и эффективность педагогической деятельности.

Внешнюю культуру преподавателя формируют одежда, прическа, макияж, осанка, речь, формы невербального общения и т.п.

Все эти компоненты-характеристики создают предпосылки для преобразования педагогической деятельности в искусство. Достижения этого является длительным и сложным процессом. В этом процессе выделяют несколько этапов.

1 Профессионализм. Им владеет выпускник высшего педагогического учреждения. В процессе самостоятельной работы в учебном заведении продолжается его профессиональный рост, совершенствование, но интенсивнее и целенаправленнее. Эффективность этого процесса зависит от установки на самообразование и самовоспитание, от наличия соответствующей программы. Кроме того, преподаватель может учиться у педагогов-мастеров, анализировать работу опытных коллег, посещать семинары, курсы, участвовать в научных и практических конференциях.

2 Педагогическое мастерство. В процессе деятельности психолого-педагогическая культура преподавателя возрастает. Кроме репродуктивной деятельности, он занимается педагогическим моделированием, поиском новых элементов учебно-воспитательного процесса, его совершенствованием. Одновременно развиваются педагогические способности, качества, обогащается методический арсенал. Однако развитие структурных компонентов педагогического мастерства происходит неравномерно.

3 Педагогическое новаторство. Преподаватель-новатор вносит принципиально новые идеи в учебно-воспитательный процесс, разрабатывает новые методические системы, создает новые педагогические технологии. Вследствие этого не только повышается производительность профессиональной подготовки студентов, но и изменяется ее качество. Стать педагогом-новатором помогает высокий уровень теоретической и практической подготовки, интеллектуальные способности, творческий склад ума.

В зависимости от степени овладения педагогического мастерства                                выделяют несколько его уровней:

1) элементарный. У преподавателя имеются лишь отдельные качества профессиональной деятельности;

2) базовый. Преподаватель владеет основами педагогического мастерства (педагогические действия гуманистически ориентированные, взаимоотношения со студентами и коллегами развиваются на положительной основе, хорошо усвоен предмет преподавания, методически уверенно и самостоятельно организован учебно-воспитательный процесс на занятиях). Этого уровня достигают в конце обучения в вузе;

3) совершенный. Он характеризуется четкой направленностью действий преподавателя, их высоким качеством, диалогической взаимодействием в общении. Преподаватель самостоятельно планирует и организует свою деятельность на длительный промежуток времени, главная его задача – развитие личности студента;

4) творческий. Этот уровень характеризуется инициативностью и творческим подходом к организации профессиональной деятельности. Преподаватель самостоятельно конструирует оригинальные педагогически целесообразные приемы взаимодействия. Деятельность строит, опираясь на рефлексивный анализ. У педагога сформированный индивидуальный стиль профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: