ПРЕ не выделяется как приставка или входит в состав иноязычных по происхождению слов

Преградить, превесёлый, презирать, президиум, премудрый, преображать, прелюдия, премного, пресытиться, претендент, препроводить, преуменьшить, прецедент, пренеприятный, преступник, превозносить, престиж, президент, претензия.

Упражнение 24*

Приводимые ниже слова разбейте на группы в зависимости от значения приставки ПРИ:

1) пространственная близость, смежность;

2) прибавление, приближение, присоединение;

3) совершение действия в неполном объеме или на ограниченный срок;

4) доведение действия до конца;

Слова, в которых ПРИ не является приставкой.

Прибежать, приблизиться, приварить, привезти, привинтить, приветливый, привлекать, пригласить, пригнуть, пригореть, приготовить, приклеенный, прикаспийский, придержать, прижечь, приказать, приключенческий, прикончить, придворный, прикрикнуть прикупить, приморский, привилегия, прибрежный, пригородный, приоткрывать, прилечь, приобретать, приоритет, присесть, привратник, привычка, примитивный, присяга.

Самостоятельная работа «Проверь себя».

Тест по орфографии

В каком ряду во всех словах пропущенные гласные корня нельзя проверить ударением?

1) пр…оритет, разм…нать(ноги), прим…рять противников

2) дил…тант, пол…гать, обог…щаться

3) подж…гатель, ин…циатива, потр…сение

4) тр…туар, в…трина, прик…сание

 

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) б…режливый, выб…рем, б…реговой

2) соб…рут, пом…стился, в…ноград

3) пот…рять, прикр…плять, привл…кать

4) раст…ряться, т…рмометр, раст…ранние

 

В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?

1)раздр…знить, пон…мание, тр…вянистый

2)ур…ганный, ср…щение, осл…жнить

3)в…жатый, разг…дать, в…ранда

4)прик…сновение, уг…ревший, изб…рательный

4.Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется Е(Ё):

1) ч…рный, ч… порный, заж…гся

2) ш…вчик, обожж…нный, подсч…т

3) малыш…м, щ…тка, ч…рточка

4) сж…г, ж…рдочка, ч…рточка, с перц…м

5.Укажите ряд, в котором на месте пропусков пропущена согласная:

1)безвес…ный герой, ше…ствовать по улице

2)влас…ный человек, я…ства

3)голлан…ский сыр, искус…ник

4)доблес…но, гиган…ский

 

6.Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется удвоенная согласная:

1)ал…юминий, рас…ада, шос…ейное покрытие

2)оп…онент, им…тация, кол…едж

3)кристал…, кристал…ьный, рас…четливый

4)эф…ективный, им…унитет, бюл…етень

 

В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется Ъ?

1)пред…юбилейный, ад…ютант, ин…екция

2)меж…ядерный, с…экономить, суб…ект

3)двух…ярусный, супер…яхта, с…обезьяничать

4)контр…ярус, с…узить, пан…европейкий

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) и…згнаннный, бе…цветный, ра…дробить

2) пр…сытиться, пр…пирательство, пр…балтийский

3) воз…меть, вз…скательный, пред…юньский

4) под…езд, в…ехал, дет…ясли

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) чре…мерный, бе…денежный, и…девательство

2) ра…мышление, ра…стояние, бе…толковый

3) …сора, бе…дна, бе…печный

4) бе…вкусный, ра…жалобить, бе…цельный

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)бе…церемонный, и…давна, не…дешний

2)пр…остановить, пр…вычка, пр…зывать

3)вз…йти, нед…едание, поз…прошлый

4)в…юга, в…езжать, под…емный

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Я?

1)сто…щий дешевле, раста…л

2)та…щий снег, они встрет…т, ла…ть

3)закле…нный, они езд…т, раска…ся

4)вер…щий, они выраст…т урожай, измер…нный

  

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)Качели взлетели высоко в(верх), как(будто) подхваченные порывом ветра.

2) По(летнему) лесу приятно гулять: во(время) прогулки открываешь для себя много нового.

3)И тот(час) хлынул дождь, какой за(частую) бывает только в тропических лесах.

4) По(ясному) небу неслись высокие и редкие облака (изжелта)белые, как весенний запоздалый снег.

В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?

1 )(По)новому распорядку мы и жить станем (по)новому.

2) Когда(то) в центре (полу)острова образовалась гора.

3 )(По)моему, наш гость (со) всем не говорит (по)русски.

4)Когда он говорил о чем(нибудь), относящемся к медицине, то производил какое(то) новое, особенное впечатление.

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1)Этот багаж отнюдь не(тяжел).

2)Сестра инженера была (не)замужем.

3)Всадник (не)охотно слез с коня и подошел к костру.

4)Он (не)первым начал драку.

 

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ/НИ пишется раздельно?

Не (1) жаль мне лет, растраченных напрасно, не (2) жаль души сиреневую цветь, в саду горит костер рябины красной, но ни (3) кого не (4) может он согреть.

1)1,2,3

2)3,4

3)1,2,3,4

4)1,2,4

В каком ряду в обоих случаях пишется НН?

1) ответы двусмысле…ы, движение упорядоче…о правилами

2) равни…ый пейзаж, приуче…ый пес

3) моче…ые яблоки, урага…ый ветер

5) овся…ая каша, пел вдохнове…о

 

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Гране(1)ые шпили собора были торжестве(2)о устремле(3)ы в небесную высь, и, потрясе(4)ые его красотой, туристы ошеломле(5)о замолчали.

1)1,3

2)2,3,5

3)3,5

4)1,5

Контрольные вопросы к §6

Дайте определение понятий «орфография», «орфографическая норма». Приведите примеры (2-3 на разные виды орфограмм) (Билет № 8 – ДЗ).

2.Расскажите о правописании безударных чередующихся гласных в корне.

3.Расскажите о слитном и раздельном правописании НЕ-НИ с разными частями речи.

4.Расскажите о правописании Н-НН в прилагательных, отглагольных прилагательных, причастиях.

5.Расскажите о правописании приставок на - З, - С; ПРЕ – ПРИ.

6.Расскажите о правописании Ъ и Ь знаков.

Домашнее задание

1.§ 6 - Блок информации.

2.Контрольные вопросы к § 6.

Упражнение 22.

Словарная работа к занятию № 7: выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Самостоятельная работа «Проверь себя».

Занятие № 8

Пунктуационные нормы

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните их значение. Запомните правописание этих слов.

Перк`у сс ия, п а льп`ац и я, ц и ан`о з, асф`иксия

Пунктуационная разминка

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку (см. Приложение №6).

Сделайте синтаксический разбор предложения (см. Приложение №4).

Опосредова (н,нн)ая п…рку(с,сс)ия пр…водится с помощью какого(либо) предмета приложе(н,нн)ого к телу по которому и производ…тся постук…вания.

Блок информации

Как и орфография, пунктуация – знаки препинания – служит целям общения между людьми. Пишущему она помогает выразить свои мысли и чувства, а читающему – правильно воспринять то, что хотел выразить пишущий. Пунктуационные ошибки (отсутствие знаков препинания там, где они нужны в предложении, или их беспорядочная расстановка, не по правилам) не только затрудняют чтение и понимание написанного, но нередко приводят к ошибочному толкованию текста. «Знаки препинания – ноты при чтении», - так характеризовал А.П.Чехов пунктуацию в одном из писем, датированным 1888 годом. Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение текста.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: