Рекомендации для учеников и родителей по использованию читательского дневника

  Читательский дневник - это специальная тетрадь к литературным произведениям по внеклассному чтению в начальной школе.

Ведение читательского дневника - не цель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник. Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях - кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась, о чём заставила задуматься. Дневник поможет обращать внимание как на авторов книг, так и на художников-иллюстраторов - Вы сможете легче ориентироваться в "книжном море".

За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке сделать надпись «Читательский дневник», указать имя и фамилию владельца. Оформить обложку (например, рисунками к книгам) можно по своему усмотрению.

Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, а при необходимости вы сможете обратиться к книге. Время от вмени нужно обязательно просматривать дневник - тогда знания содержания и впечатления о книге закрепятся в памяти.

У этой тетради должно быть название: «Читательский дневник» «Дневник читателя» «Читаю с удовольствием»…. Титульный лист(обложку) дневника нужно красиво оформить

 На следующей странице напишите об авторе, который ведёт дневник (т.е. о себе): Ф.И.О. не много о себе, приклеить своё фото (можно, где ребёнок читает, ребёнок с книгами….).

 Содержание читательского дневника,(можно оставить 1 стр. или 2 стр.) в котором будут перечислены все книжки, которые прочитал ребенок. Где его расположить подумайте сами в начале или в конце, а может оно будет в середине

!!!!!Можно сделать странички «Мой график скорости чтения за 1 минуту» (1 раз в неделю, 1 раз в месяц) и так каждый месяц лета.

 !!!!!Можно продумать странички для тех особенных книг, которые понравились «Моя золотая коллекция» «Рекомендую прочитать» «Прочитайте, не пожалеете!»….. Помещать мини обложки, названия книг.

 Каждая страница – это отчёт о прочитанной книге.

Предлагаю читательский дневник оформлять следующим образом:

· Название произведения

· Автор произведения

· Жанр произведения:(сказка, рассказ, повесть, стихотворение)

· Картинка из произведения(обложка книги, иллюстрация к любому сюжету из произведения). Как сделать? Сам нарисовал ребёнок, взрослый помог нарисовать Не умеете рисовать? копируйте – раскрасьте. НО лучше детские работы.

Если ребёнку не трудно он может написать мини-отзыв: Я прочитал…… (указываем книгу, автора, жанр) Это произведение о…. Мне понравилось или нет (почему?)

-Дата чтения указываем в правом верхнем углу страницы (если произведение большое или ребёнок пока плоховато читает, тогда пишите дату начала и окончания чтения),

- В дневник можно вклеить данные ниже памятки и таблицу для проверки техники чтения. (см приложения)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями.

На уроках литературного чтения

· использовать всевозможные методы и приёмы для активизации познавательного интереса;

· дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.

Необходимо организовать внеурочную занятость обучающихся по различным направлениям развития личности.

Процесс приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.

С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.

В результате хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.

Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жукова И.Л. Реальное и идеальное чтение: Стратегия выбора книг для внеклассного чтения / И.Л.Жукова // Начальная школа.- 2007. - №4. – С.26

2. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. – 1990. – № 8 – с.52.

3. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. -№11. - С.15-17.

4. Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению / А.М.Кушнир // Начальная школа.- 2007. - №5. – С.71-73.

5. Львов М.Р. Основы теории речи. Уч. Пос. Изд.Академия/Akademia,2002/

6. Маланов С.В. Психолого–педагогические условия обучения детей чтению / С.В.Маланов // Начальная школа плюс до и после.- 2006. - №4. – С.14-23.

7. Материалы сайта Федеральный Государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/

8. Национальная программа поддержки и развития чтения // Журнал «Библиотека и Закон», вып.25, 2008.

9. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М., - МЦБС, 2008., с.66-68.

10. Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61

11. Интернет-ресурсы:

www.festival.1september.ru

www.referats.net

www.hr-portal.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 3

Приложение 2           

Приложения 4

    Приложения 5      

  Приложение 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: