Формирование читательской компетенции детей младшего школьного возраста

Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Читательская компетентность – одно из основных УУД, способствующих личностному, общественному и профессиональному развитию учащихся, их адекватной адаптации в сложной и динамичной современной информационной среде. Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника. Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой - обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

6-7 лет,когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

8-9 лет,когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению, по моему мнению, должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, умение быстро различать её среди других, соотносить букву со звуком, узнавать, назначение в цепочке других букв, образующих слово. Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так, в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование первоначального навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; выдерживать оптимальный темп чтения.

Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями, использовать всевозможные методы и приёмы для активизации познавательного интереса, дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни. Необходимо организовать внеурочную занятость обучающихся по различным направлениям развития личности.

Для того, чтобы повысить интерес к чтению младших школьников нужно использовать такие формы и виды:
•Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;
•Ведение и изучение читательских дневников;
•Создание классной библиотеки;
•Уроки читательского мастерства;
•Презентации по творчеству писателей;
• Подготовка к урокам дополнительной литературы;
•Тесное сотрудничество с библиотекой
•День первой книги(прощание с букварём);
• Беседы, дискуссии;
• Семейное чтение.

Процесс приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс. С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.

Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!

 











ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Г. ЧЕБОКСАРЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Изучение образовательной деятельности учителя начальных классов МБОУ "СОШ № 2" г. Чебоксары по использованию читательского дневника как средство формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста

Целью образовательной деятельности является, создание условий для усвоения учащимися новых стандартов начальной ступени. И создание благоприятных условий для сохранения психического, физического здоровья, развития успешной личности.

Для достижения цели учитель начальных классов решает следующие задачи:

Развивает профессиональные коммуникативные, социальные компетентности

Воспитывает у учащихся уважение к правам и свободам человека, гражданственность, трудолюбие, любовь к окружающей природе, Родине и семье. В своей деятельности пробировала и активно использую элементы различных современных образовательных технологий. В своей деятельности учитель начальных классов пробовала и активно использовала элементы различных современных образовательных технологий. Используя технологии деятельностного подхода, принцип технологии заключается таким образом, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их. Особое внимание уделяла самостоятельной работе учащихся как методу обучения, который способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, обобщать. Активизируя познавательную деятельность ребят и повышая интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальные и групповые формы работы. Учебные задания и материалы подбирает так, чтобы они, сохраняли доступность, были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Так же активно использует в работе: схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал. В результате ученики работают на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными. Помогает каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Одно из ведущих средств обучения и воспитания младших школьников - это игра. Включая игровые моменты на уроках, я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. И самое главное, ребята учатся внимательно слушать и слышать друг друга. На своих уроках активно использует информационные технологии.

Основными целями использования компьютерных технологий на уроках учитель видит: повышение мотивации к учению, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности.

Реализуя здоровьесберегающие технологии, на уроках старается избегать переутомления учащихся, снижения работоспособности за счет: сочетания различных методов обучения, чередования видов деятельности; проведение игр, физ.миуток, бесед по профилактике здоровья; активного творческого труда. Использование элементов данных технологии создание благоприятной эмоциональной атмосферы, мотивирующей детей способствует достижению положительной динамики результатов учебно-воспитательной деятельности.

У учеников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:

1. Они умеют самостоятельно работать с источниками информации

2. Понимают и принимают учебные задания, анализируют свою деятельность и друг друга;

3. Умеют сравнивать, анализировать, обобщать.

4. Активно участвуют в диалогах;

Учитель мотивирует своих учеников на занятия в секциях и кружках, 90% учащихся посещают кружок «Умники и умницы», 45% - танцевальный кружок, 70% - «Волшебный карандаш», 65% - кружок подвижных игр. 100% учащихся моего класса принимали участие в районных и краевых творческих конкурсах: «Сохраним живую природу»; конкурс рисунков и сочинений «Подарок маме».

С приходом в школу учителю достаточно сложно обратить внимание ребёнка на книгу, на её прочтение. Ученику достаточно учебника по литературному чтению и в школе, и дома. Прочитать какое-либо произведение, данное не на уроке, родителям приходится заставлять детей читать. Поэтому в начальных классах ведение читательского дневника является обязательным.

Читательский дневник - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Смысл читательского дневника в том, чтобы ребёнок смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет, вспомнить главных героев, свои впечатления о прочитанном. В начальных классах читательский дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родители, и учителя могут проверять, как часто и сколько ребенок читает. Только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.

Учитель 2 «а» класса предложила детям вести читательские дневники начиная уже с 1 класса. Дети читают книгу, которую выбирают сами в библиотеке. В системе ведут читательские дневники, в котором уже с 2 класса пишут отзывы о прочитанных произведениях. Сами выбирают книгу, читают и записывают в таблицу свое мнение. Один раз в неделю (они выбрали пятницу) дети сдают на проверку читательский дневник.

Их дневник выглядит так (см приложение)

В первом классе краткого содержания нет, в этой таблице ребенок рисует рисунок к понравившемуся сюжету.

Большую помощь в ведении читательских дневников оказывают родители. Родители и дети читают вместе, часто вслух. После родители помогают составить интересное краткое содержание. С ведением читательских дневников дети стали устраивать соревнования «кто больше прочитал за неделю». Каждый старается прочитать больше и посоветовать своим одноклассникам то, что они еще не успели прочитать, но делают остановку в самых интересных местах, что в свою очередь подталкивает ребенка прочитать и это произведение и еще другое. Таким образом развивается большой интерес к чтению. А самое главное увеличивается техника чтения.

Примерные нормы техники чтения в начальной школе. (см приложения)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: