Читательский дневник, целевые ориентиры

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя...

Ребенок не увидит красоты окружающего мира, если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге. Путь к сердцу и сознанию ребенка идет с двух сторон, с первого взгляда как будто бы противоположных: от книги, от прочитанного слова к устной речи и от живого, уже вошедшего в духовный мир ребенка слова, к книге и чтению, к написанию.

В. Сухомлинский

С точки зрения методической теории и практики в чтении различаются на два уровня: чтение самостоятельное и несамостоятельное.

Самостоятельное детское чтение - это индивидуальное молчаливое общение ребенка с кругом доступных книг и избранной для чтения книгой без непосредственной помощи учителя или другого квалифицированного читателя.

Естественно, что при этом весь путь осмысления своего отношения к книге от определения ее содержания в момент выбора и полноценного восприятия при чтении до обдумывания прочитанного после того, как книга закрыта, ребенок проходит только с помощью самой книги.

На первом и втором году обучения ребенок читал новое произведение лишь с помощью учителя, т. е. после того как учитель системой методических приемов и средств настраивал его на предстоящее чтение и обеспечивал достаточно высокое качество восприятия прочитанного. Такой вид чтения, под наблюдением учителя и с его помощью, принято называть несамостоятельным детским чтением, хотя этот термин в значительной мере условен.

К концу второго года обучения дети осваивают комплекс читательских умений, который обеспечивает их готовность к самостоятельному чтению книг. Перейдя в III класс, учащиеся проявляют интерес к детским книгам и положительное отношение к самостоятельному чтению; они читают со скоростью не меньше 40—50 слов в минуту вслух и 45—60 слов в минуту про себя. За два предыдущих года дети успевают накопить достаточно емкий и широкий читательский кругозор, они знают книги о Родине, о подвигах, о детях, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве. Этот кругозор упорядочен. Восьмилетний читатель привык связывать любую книгу с автором и темой. Дети способны вспомнить, представить, назвать героев прочитанных произведений, узнать знакомые эпизоды и ситуации на иллюстрациях и по описанию воспроизвести по вопросам учителя или в опоре на иллюстрацию отдельные эпизоды, ситуации и правильно назвать книгу, в которой они описаны. Третьеклассник готов приступить к решению новой учебной задачи освоению процесса самостоятельного выбора и чтения книг во внеурочное время по ориентирам, которые задает учитель.

Принципиально цель внеклассного чтения в классе не меняется: у учащихся по-прежнему должна выработаться привычка, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать доступные детские книги.

Усложнение процесса обучения происходит главным образом за счет организационной перестройки этой деятельности, а именно:

1) учащиеся самостоятельно выбирают и читают детские книги без наблюдения учителя вне класса (т. е. их самостоятельное чтение в буквальном смысле впервые становится внеклассным);

2) основной учебный материал (конкретные детские книги), который анализируется на уроке внеклассного чтения, как и всегда, определяется реальным книжным фондом, в котором действуют дети. Таким образом, учитель должен быть готов организовать на уроке учебно-воспитательную работу не только с заранее им отобранными книгами, но и с теми, которые по заданным признакам выбирают, прочитывают и приносят в класс дети;

3) Далее предусматривается выход детей в возможно более широкий, специально организованный фонд книг, — как правило, это библиотека. Посещение библиотеки и читального зала с учебными и внеучебными целями создает гарантию применения каждым учащимся всех читательских знаний, умений и навыков в обще учебном аспекте, что необходимо для воспитания у детей интереса к учению для успешного обучения в среднем звене школы.

В любом классе дети читают предназначенную их возрасту художественную и научно-художественную литературу — книги лучших писателей, русскую и зарубежную классику. Но каждый писатель, творчество которого изучают дети, предстает теперь перед ними, как правило, через ряд своих книг и произведений. В результате ученики осваивают связи: писатель - произведения (книги), писатель - тема, тема - писатели. Значительно дифференцируются в представлении детей и доступные темы чтения:
о Родине, о ребятах-сверстниках, о подвигах, о смелых и умелых людях

Третьеклассников надо познакомить с научно-познавательной и даже справочной книгой, написанной в художественно-научной форме, с детскими периодическими изданиями

В процессе индивидуального и сознательного выбора, чтения и коллективного обсуждения в течение третьего года обучения формируются следующие специфические читательские знания, умения и навыки: знание детских книг и произведений каждого писателя, с которыми знакомились на уроках внеклассного чтения; знание элементов книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие); умение выбирать книгу: определять примерное содержание книги по ее элементам, ориентироваться в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов, пользоваться рекомендательным списком, выбирать книги по теме урока внеклассного чтения, охарактеризовать выбранную книгу в целом; умение читать книги: прочитывать за неделю произведение объемом 10—12 страниц в I полугодии и 20—25 страниц к концу II полугодия; подготавливаться к ответу по прочитанному, пользуясь рекомендациями учителя: правильно назвать книгу и произведение, воспроизвести содержание прочитанного, опираясь на вопросы учителя, выделить законченную по смыслу часть текста, прочитать ее или передать ее содержание, пользуясь любым освоенным видом пересказа; умение содержательно проводить досуг с помощью книги — играть в литературные игры, с которыми познакомились в процессе обучения.

Модернизация общего среднего образования предполагает методологическую переориентацию процесса обучения на развитие личности учащегося, формирование его основных компетентностей. Определение уровня учебных достижений учащихся является особенно важным, учитывая то, что учебная и внеклассная деятельность в конечном итоге должна не просто дать человеку сумму знаний, умений и навыков, а сформировать его компетентности, как способность к оптимальным действиям.

Одной из важнейших групп компетенций, в которых нуждается современная жизнь, являются коммуникативные, предусматривающие овладение важного в общественной жизни устного и письменного общения, овладение несколькими языками и саморазвития и самообразования, связанные с потребностью и готовностью постоянно учиться, выполнять творческие задания.

Важно осознавать, что в начальной школе формируется не просто ученик, который умеет читать и писать, а языковая личность с достаточными коммуникативными возможностями. Усиленного внимания и более глубокой последовательной работы (в том числе и внеклассной) нуждается литературное развитие учащихся, обогащение опыта эстетического восприятия, введение детей в мир морально-этических и эстетических ценностей через художественные образы, развитие их читательской самостоятельности, творческой деятельности. Чтобы достичь целостного влияния на речевое развитие учащихся, надо постоянно использовать мониторинг читательской самостоятельности.

В условиях современности, исходя из того, что в 3 классе продолжается формирование практических умений относительно смыслового и структурного анализа текста, совершенствуются умения находить и объяснять связи между предложениями, абзацами и частями текста; ориентироваться в его структуре.
Для составления плана полезно предложить учащимся различные типы планов (по вопросам, рисованный, сжатый письменный пересказ, готовый план). Именно точность и полнота отображения содержания всего текста характеризуют хороший план. Например, мои ученики готовят вот такие планы текстов, которые они прочитали дома.

Конечно, ведение читательских дневников - вещь довольно необычная. Для того, чтобы сделать запись в дневнике, надо провести аналитическую работу над текстом. При этом акцент делается на развитие творческого подхода: кому-то ближе план с вопросами, кому рисованный, кому сжатого письменного пересказа. Эти дневники помогут осмыслить познавательную сторону, приучить делать краткие записи во время работы с научно-художественными произведениями и периодической литературой. Эту работу целесообразно вводить с 3 класса, когда навыки письма уже сформировались, почти автоматизировались, тогда это не усложнит обучения. Умение составлять план произведения, записывать его и пересказывать по этому плану напрямую зависит от умения определять главную мысль прочитанного, устанавливать последовательность событий.

Ведение читательских дневников контролирует учитель. Контроль, как часть учебного процесса, имеет диагностическую, образовательную, воспитательную и развивающую функции. Главная функция - контрольно-диагностическая. Она конкретизируется в зависимости от вида контроля. В целом функция контроля заключается в установлении уровня усвоения умение вести читательские дневники, формирование читательских интересов, его соответствующей коррекции, планирование следующего, формирование рекомендаций по предупреждению неудовлетворительного усвоения прочитанного.

При этом контроль - диагностика - коррекция - оценка результатов представляют собой целостный процесс, в основе которого лежит диагностика.

Реализация оценочного компонента предоставляет широкие возможности по активизации чтения, планирования чтения, коррекции его, совместной работы после прочитанного, способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, ответственного отношения к внеклассному чтению, повышает мотивацию самосовершенствования.

Чтобы продуктивно сотрудничать с учениками, учитель должен знать мотивационные сферы каждого конкретного ученика: его потребности, желания, стремления, попытки, склонности, интересы. Такую информацию учитель получит при условии изучения личности учащегося, проведение текущего контроля различными методами. Текущий контроль за чтением детей позволяет предоставлять индивидуальную, организационную и методическую помощь учащимся.

Таким образом, контроль и мониторинг качества чтения способствует - развитию воли, внимания, мышления, памяти, речи учащихся, их познавательной активности и самостоятельности. Только в процессе мониторинга можно целенаправленно формировать умения взаимоконтроля и самоконтроля, саморегулирования, что является одной из важнейших задач в процессе обучения младших школьников. А также умение обдумывать свое чтение, критически оценивать свои навыки чтения и сознательно относиться к ведению читательских дневников. Контроль чтения имеет и воспитательное значение. Он развивает познавательный интерес и стимулирует учащихся к систематическому упорного чтения, обусловливает формирование важных качеств личности: ответственности, умения преодолевать трудности, самостоятельности, творческой деятельности.

Следовательно мониторинг самостоятельного чтения это глубоко индивидуальный процесс, его тактика зависит от исходных особенностей ребенка, это острый инструмент воздействия на формирование личности. Эффективное его использование требует тесного сотрудничества учителя и учащихся, знания детей, их потенциальных возможностей, возможность увидеть учеником будущие успехи, через преодоление трудностей. Деловая направленность, интерес к чтению-лучшее средство развития личности.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: