Тоталитарная сущность нацисткой культуры

 

Тоталитаризм представляет собой доктрину, которая объединяет три таких, казалось бы, разных движения, как ленинско-сталинская стадия большевизма, муссолиниевский фашизм и гитлеровский национал-социализм. Они произвели идентичную художественную концепцию и тот же самый вид официального искусства.

С момента возникновения тоталитарное государство начинает воссоздавать свою художественную культуру по собственному образу и подобию, то есть по принципу мегамашины. Перед ней ставится универсальная цель, в нее закладывается жесткая программа, а все мешающее ее работе безжалостно отсекается. Фундамент тоталитарного искусства закладывается там и тогда, где и когда партийное государство объявляет искусство орудием своей идеологии и средством борьбы за власть. Монополизирует все формы и средства художественной жизни страны. Создает всеохватывающий аппарат контроля и управления искусством. Из всего многообразия тенденций, существующих в данный момент в искусстве, выбирает одну, наиболее отвечающую его целям, и объявляет ее официальной, единственной и общеобязательной. Начинает и доводит до конца борьбу со всеми стилями и тенденциями в искусстве, отличными от официального. Классическим образцом этого стиля в 20 веке искусство Третьего рейха с 1933 по 1944 год»

 

Заключение

 

Фашизм- детище сложного и противоречивого развития общества в 20 веке и представляет собой иррациональную, неадекватную реакцию общества на острые кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Нацисты превратили культуру и искусство в орудие своей авантюристической политики, взвалив на их плечи внухудожественные задачи переустройства Германии и всего мира по нацистскому образцу. А это, по замечанию Х. Ортеги-и-Гассета, приводило к тому, что «искусство становилось уже не искусством, а жизнью».

НСДАП использовало национальные особенности характера немецкого народа и менталитета: его работоспособность, законопослушность и стремление к порядку - и превратила широкие слои населения в легко организуемую массу, которая в период Веймарской республики играла роль «политической пехоты» и в годы Второй мировой войны - «пушечного мяса».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОЧНИКИ:

1. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М. 1994.

2. Моссе Д. Нацизм и культура. Идеология и культура национал-социализма. М., 2003.

3. Паперный В. Культура два. М. 1996.

4. Пуховская Н. Е. Политика НСДАП в области культуры// Аникеев А. А., Кольга Г. И., Пуховская Н. Е. НСДАП: идеология, структура, функции. Ставрополь, 2001.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: