Формы и методы руководства культурой

 

Чтобы лучше понять природу нацистской системы, выявить ее механизмы воздействия на культуру необходимо проследить принципы функционирования аппарата. Прежде чем приступить к созданию собственной модели культуры, нацисты постарались разрушить элементы прежней культуры. Одной из составляющих культурной политики «третьего рейха» явилась чистка рядов творческой интеллигенции. Чисткам подвергались «неугодные» режиму элементы в сфере культуры, в первую очередь - евреи, модернисты. Это были те категории творческих работников, которых нацистское руководство рассматривало в качестве потенциальных противников нового режима. Уже весной 1933 года начались массовые увольнения руководителей музеев, якобы «извращающих истинно немецкие произведения искусства». Из состава симфонических оркестров изгонялись музыканты-евреи. Композиторы Барток, Берг, Веберн также оказались неугодны режиму. Проводились мероприятия, направленные на распространение антимодернистских настроений.

Министр пропаганды принимал самое активное участие в проведении акции сожжения неугодных книг. В результате уничтожили тома Томаса, Золя, Д. Лондона. До 1936 года нацистам приходилось сталкиваться с проявлениями оппозиционных настроений в рядах творческой интеллигенции. В июле 1933 года в Берлине состоялась выставка тридцати немецких художников, проходившая под лозунгом «За свободу искусства». Вплоть до 1936 в музеях и частных коллекциях несмотря на всеобщее преследование современной живописи, можно встретить картины художников-модернистов.

Однако в 1936 году Главное управление НСДАП и Министерство пропаганды выработало более жесткие меры в отношении искусства. В ходе этой акции ликвидировали самое представительное в Германии собрание современного искусства Берлинской национальной галереи.

ноября 1936 Геббельс опубликовал два важных предписания. Согласно первому в «третьем рейхе» полностью запрещалось художественная критика, что предпринималось с целью прекратить полемику в отношениях качества, ценности того или иного произведения, созданного по закону нацистского государства. Второй документ предполагал создание комиссии, которая занималась бы отбором картин для будущей выставки так называемого «дегенеративного искусства». Возглавлял комиссию Циглер и Хоффман. Всего для первой и последней в своем роде выставки «Дегенеративного искусства» 1937 отобрали 730 произведений. Заранее продуманное Министерством пропаганды театральное действо имело своей целью «современной безвкусицей» и «близкой немецкому народу живописью» и тем вызвать прилив национальных патриотических чувств у населения.

Обе выставки размещались в Доме немецкого искусства с той лишь разницей, что «Дегенеративное искусство» располагалось в неприспособленных для экспозиции задних помещениях Дома, где вкривь и вкось повесили картины «вырожденцев» а «новое искусство» было представлено в парадных залах этого же помпезного здания. Вопреки всем ожиданиям нацистов, количество посетителей «дегенеративного искусства» составило 2 млн.899 тыс. человек. Она доказала огромный интерес публики к модернизму и, возможно, даже напугала нацистских идеологов.

В 1938 году в рамках Рейхсмузыкального съезда, проходившего в Дюссельдорфе, проводилась так называемая выставка «Дегенеративная музыка». Нацисты приравнивали джаз с искусством «недочеловека».

Выставки явились стартовой площадкой для усиления массовых чисток. Инициатором их проведения стал аппарат управления культуры. Благодаря ему конфискации подлежали как государственные, так и частные коллекции. Как правило, конфискованные картины вывозились за рубеж для продажи, причем за минимальные цены. С согласия идеологического отдела Главного управления НСДАП и Министерства пропаганды порой применялись еще более варварские методы в отношении картин художников-модернистов. В марте 1939 года многие картины сожгли. Но далеко не все нацисты позволяли себе так бесцеремонно обращаться с произведениями модернизма. Некоторые представители элиты пользовались возможностью дешевого приобретения шедевров современного искусства.

Тщательному контролю подвергались музыкальные радиопередачи. Жесткому контролю подвергся кинематограф, к которому Геббельс питал особый интерес. Идеологические службы партии и государства постоянно проводили различного рода мероприятия, которые были способны усилить интерес немецкой публики к киноискусству. С октября 1933 года в немецких школах один раз в месяц проводились так называемые «Государственные школьные киномероприятия».

Широкий охват населения различного рода культурными мероприятиями способствовал формированию тоталитарного типа личности с особой ментальностью.

Итак, в основу методов нацистского руководства был положен террор с помощью инстанций, во главе которых находилось Главное управление НСДАП и Министерство народного просвещения и пропаганды. Можно сказать, что нацисты узаконили беспредел.

Создавая модель тоталитарного государства, нацисты создавали такую культуру, которая могла бы обслуживать это государство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: