Создание аппарата управления культурой

 

Тоталитарное государство рассматривает культуру преимущественно как инструмент для решения лежащих вне ее сферы целей и задач. Такой подход порождает культурную политику, для которой характерно вмешательство государства в творческий процесс. Для реализации партийно-идеологических установок в области художественной культуры нацистскому государству потребовались специально организованные управленческие структуры с командно-распорядительными функциями.

Это отчетливо понимал Геббельс, получивший портфель министра просвещения и пропаганды. Он отмечал, что «организация играет решающую роль в жизни народа. Только организация, когда она правильно учреждена и построена, может сократить и упростить путь к успеху». Согласно Закону, руководитель нового ведомства именовался «Рейхсминистром народного просвещения и пропаганды». Им назначили Геббельса. В постановлении «О задачах Рейхминистерства народного просвещения и пропаганды», вышедшем 30 июня 1933 года, определялось и назначение нового ведомства: «Рейхминист народного просвещения и пропаганды ведает всеми задачами духовного воздействия на нацию, агитацией за государство, культуру и экономику, информирует общественность внутри страны и за рубежом, управляет всеми учреждениями, служащими этим целям». Из сферы деятельности Министерства иностранных дел изъяли информационную и разъяснительную службы за рубежом, искусство, службу кино и спорта за рубежом. В ведение Министерства пропаганды перешли организация национальных праздников и государственных торжеств, Германская библиотека в г. Лейпциге, живопись. Министерство ведало вопросами германо-австрийской договоренности об экспорте художественных произведений и памятников, защиты и охраны ландшафтных и природных памятников, заповедников, сохранения национальных памятников. В его функцию входила борьба с халтурой в театре, кинематографе, музыке, печати, радио. Из сферы Рейхминистерства экономики изымались права заниматься агитацией в сфере экономики.

Изданный 22 сентября 1933 года Закон «О Рейхспалате по делам культуры» ознаменовал собой новый этап в создании аппарата управления культурой. На основании этого закона создавалась совершенно новая, ранее не существовавшая государственная структура. Предполагалось создание специализированных по отраслям культуры палат. Во втором параграфе содержался их перечень, который показывает, что под контроль ставились литература, пресса, радио, музыка, театр, изобразительное искусство, кино. 1 ноября 1933 года вышло первое постановление к проведению в жизнь Закона «О Рейхспалате по делам культуры», которое в общих чертах завершило формирование нацисткой мегамашины.

Сложилась бюрократизированная структура аппарата управления культурой. Верховным органом власти в данной сфере являлось Министерство просвещения и пропаганды. В своей работе оно опиралось на поддержку со стороны Рейхсовета по делам культуры и Рейхссената. Деятельность различных немецких земель дополнительно координировалась руководителем ведомства рейхспропаганды. Это давало возможность осуществлять всеобъемлющий контроль в сфере культуры.

Обособление каждой из палат вовсе не означало их автономию. Каждая из них ощущала мощное воздействие со стороны Рейхспалаты по делам культуры. Геббельс, наделенный практически неограниченными полномочиями в этой сфере, координировал работу палат. Он назначал председателей и их заместителей, в любой момент мог отменить решения, принятые палатой.

Таким образом, в нацистской бюрократической системе управления культурой доминировал принцип государственного монополизма, с помощью которого предстояло привести культурную жизнь страны к полному единообразию.

Система отбора носила ярко выраженную политическую окраску. Став членом профессионального объединения, представители творческой интеллигенции подвергались контролю. Использование методов насильственного регулирования и сдерживания творческих личностей в нацистском государстве являлось нормой. По мнению Гитлера, «показателей высокого уровня культуры является отнюдь не личная свобода, но ограничение личной свободы организацией, охватывающей как можно больше индивидуумов, принадлежащих одной расе». Мысль о творческих поисках стала недопустимой в «третьем рейхе».

Вышедший 15 мая 1934 года «Закон о театре» означал не только легитимизацию контролирующих функций Министерства пропаганды, но и его вмешательство в деятельность театров. Райнеру Шлессеру, получившему должность Рейхсдраматурга, вменялось в обязанность следить за появлением качественных постановок, соответствовавших духу времени.

Итак, анализ нацистских преобразований позволяет сделать следующие выводы.

Формирование новых управленческих структур с разветвленной бюрократической системой имело своей целью подчинения сферы культуры государственному контролю.

Однако создание мощной мегамашины не стало самоцелью нацистского руководства. Бюрократизированный аппарат управления культурой был необходим для более эффективного проведения в жизнь культурной концепции, разработанной нацистами еще до прихода к власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: