Создание нацисткой модели культуры

 

Мощному давлению со стороны нового режима подвергалось изобразительное искусство. НСДАП и государственный аппарат управления культурой считали своим долгом не безучастно наблюдать за художественным творчеством, а повседневно вникать в него, руководить им. Задача изобразительного искусства заключалась в том, чтобы утверждать с помощью художественных образов нацистское мировоззрение, а значит способствовать укреплению новой политической системы. Задача художников заключалась в том, чтобы не выходить за рамки дозволенного, не пытаться затронуть более актуальные проблемы, а лишь шаблонно отображать основные этапы становления нового режима, раскрывать новый тип личности.

Наиболее распространенными стали картины с изображением рабочих, крестьян и солдат. Большое место отводилось историческому жанру, различным войнам, битвам, пропаганда была призвана изменить в сознании людей отношение к войне. Художникам этого жанра требовалось представить публике героическое прошлое, овеянное романтикой, а самих героев поистине легендарными.

Немаловажная роль в изобразительном искусстве отводилась женщине - хранительнице домашнего очага. Чаще всего изображалась женщина, олицетворявшая материнство. Почитание и прославление материнства было направлено на поощрение деторождаемости. Творческим направлением некоторых немецких художников стало изображение обнаженных женских тел. В нем активно работал один из любимцев Гитлера художник Циглер        («Четыре элемента», 1937 год, «Женский образ»). Центральное место в изобразительном искусстве Германии принадлежало портретной живописи. Предпочтение отдавалось в первую очередь портретам фюрера. Гитлер почти всегда изображался во весь рост, чаще всего стоя. Художники всякий раз стремились подчеркнуть господство фюрера над другими. Представители нацисткой элиты изображались решительными и энергичными людьми.

Некоторые художники работали в традициях семейной живописи, что очень поощрялось властями, ибо семья рассматривалась в качестве оплота нацистского режима. Пауль Падуа «Говорит фюрер» (1937 г.).

Приверженность нацистов к теории «крови и почвы» отразилась и в изобразительном искусстве. Вот почему появилась целая серия пейзажных зарисовок. Обращение к природе объяснялось тем, что она объединяет немецкий народ, наделяет его огромной силой и энергией. Нередкими стали картины с изображением животных: орлов, львов, быков. Орлы символизировали господство в воздухе, львы олицетворяли господство на земле. Замысел таких картин обычно заключался в том, чтобы с помощью определенных категорий животных заявить о запросах и потребностях немецкой нации.

Изобразительное искусство «третьего рейха» являлось плотью от плоти тоталитарного государства, искусством социального заказа, поскольку в нем четко просматривались партийные принципы. В качестве основного художественного метода был избран реализм.

Тоталитарны тенденции также проявились в нацистском кинематографе. Всю кинопродукцию в «третьем рейхе» можно разделить на несколько тематических категорий. Первую из них составляли киноленты, посвященные истории Германии («Приказ сверху», «Колберг»). Первой мировой войне посвящалась целая серия фильмов, в которых немецкие солдаты показаны настоящими защитниками своего Фатерлянда («Патриоты», «Спасение Германии»). История нацистского движения получила отражение всего в трёх кинолентах, выпущенных в 1933 году («Господин Бранд», «Ханс Вестмар», «Молодой нацист Квекс»).

Не секрет, что в 30-е годы многие немцы покидали страну. Нацисты стремились всеми силами сдержать эмиграцию. Возможно, поэтому появилась серия фильмов, затрагивающих эту проблему. «Люди без Родины», «Человек, мечтающий приехать на Родину» раскрывали трагизм людей, утративших Родину.

Ряд фильмов знакомил зрителей с особенностями организационного устройства нацистского государства, которое считалось символом порядка. («Гитлерюгенд», «Триумф воли», «Молодой орел»).

Немаловажное значение в Третьем рейхе придавалось фильмам, призванным дискредитировать так называемых врагов нацистского режима. Например, существовала серия антифильмов: антибольшевистских («ГПУ», антибританских («Старый и молодой король»), антисемитских («Вечный жид», «Еврей Зюсс»).

«Великие немцы» - под таким названием значился цикл работ, посвященных достаточно известным в прошлом людям: деятелям культуры, политикам, которые почитали нацистский режим -«Фридрих Шиллер», «Бисмарк».

В начале 40-х годов ведущей стала тема Второй мировой войны. Солдаты и офицеры превозносились как национальные герои. Огромным успехом у зрителей пользовался фильм «Большая любовь», «Желанный концерт».

Литература в силу своих художественных особенностей и собственного практического предназначения могла оказывать меньшее пропагандистское воздействие на массы, в отличие от живописи и кино. Для того, чтобы привить согражданам новые идеалы и ценности нацисты выработали так называемый язык «третьей империи», который «въедался в плоть и кровь масс через отдельный словечки, обороты речи». Главная задача заключалась в том, чтобы с помощью литературы приобщить общественность к «языку третьей империи», облекая его в художественную форму. Литература рассматривалась нацистами в качестве своеобразного закамуфлированного пропагандистского средства воздействия на массы. Наибольшей популярностью в «третьем рйхе» пользовались произведения Бартельса «Дитмаршеницы», Густава Френсена «Иорн Уль»(1901), Германа Штерна «Святой двор»(1918). Как правило, в них воспевалась тихая сельская жизнь. Авторы в своих произведениях стремились максимально приблизиться к «языку крестьян». Сельская жизнь изображалась идеальной. Сознательное обращение к прошлому, ностальгия по доиндустриальным мифам и символам объяснились стремлением отвлечь массы от действительного бега времени. Такой приём вполне объясним, ведь нацисты хотели воспитать массы, отвлеченными от многих проблем, чтобы в конечном итоге позволить государству доминировать над обществом.

Нацистская литература способствовала укреплению в обществе определенных норм поведения и морали. Ей предстояла достаточно сложная задача переделки сознания людей, в котором уживались старое и новое, рассудок и предрассудок, желание жить по-новому и недоверие к нему.

В годы нацизма в Германии и за ее пределами продолжало жить антифашистское искусство. Оно нашло выражение в работах художников Дикса, Панкока, Гейтера, Крамса, Вебера, Зейца. Они пронесли демократические традиции через годы борьбы с фашизмом.

Подводя итоги, сделаем ряд выводов.

Во-первых, в процессе реализации культурной концепции нацисты руководствовались прежде всего собственными политическими потребностями. Главным для них являлось упорядочить культурную жизнь страны.

Во-вторых, вся политика нацистского режима была направлена на формирование нового архетипа арийца -«сверхчеловека». Этой цели служили все институты образования, воспитания, культуры и искусства.

В-третьих, за годы существования «третьего рейха» облик культуры, как и самой Германии, претерпел существенные изменения. Многоликая жизнь страны сменилась однообразной, «заказной», пропитанной партийными и националистическим духом.

«Адольф Гитлер постоянно подчеркивал значение идеологического фактора и мировоззрения, придавая им исключительную важность. Основу новой Германии должны были составить «новые люди»-продукт «правильного» мировоззрения. Мировоззрение или идеология были реальным инструментом реформ. Используя особенности человеческой натуры, идеология проникала во все аспекты бытия. Мировоззрение, как считалось, проистекало из глубины человеческой души, поэтому и должно было выражаться не материально, а духовно.

Вот почему Гитлер придавал большое значение артистизму и выразительности. Его выступление в Доме германского искусства в 1937 году хорошо иллюстрирует это. Лейтмотивом его речи прозвучала идея о том, что «новый человек» должен стать средоточием культуры, созидательной личностью, утверждающей «германизм». Идея эта была краеугольным камнем немецкого национализма и отражала крушение личности в безличностном обществе.

Гитлер действительно верил в мировоззрение расизма, народности и духовности, четко представлял, каким образом донести его до людей. Он подчеркивал: «Любое мировоззрение, будь оно правильным и тысячу раз доказавшим свою пригодность, не будет иметь никакого значения для жизни народ, пока его основные догмы не будут написаны на знаменах воинствующего движения».

Культура занимала в нацистской схеме действий центральное место, и задачи ее были определены четко: поддержка и распространение мировоззрения, в духе которого совершалась их революция. Оно должно проникать в умы аудитории».

Одной из важнейших идей «Gemeinschagt» считалась идея создания «нового человека». Каким представляется нацистам «новый человек»? Прежде всего, это человек с арийской кровью, физически абсолютно здоровый. Для этого государство должно объявить ребенка самым ценным достоянием народа, позаботиться о том, чтобы потомство производили только здоровые люди. Государство позаботится, чтобы здоровые женщины рожали детей, не ограничивая себя ввиду тяжелого экономического положения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: