Управление дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность включает следующие виды:

· задолженность за товары, услуги, срок оплаты которых не наступил;

· за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок;

· по векселям полученным;

· задолженность по выданным авансам;

· дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

· дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

· прочие виды дебиторской задолженности.

Наибольший объем дебиторской задолженности (до 90%) приходится, как правило, на задолженность покупателей за отгруженную продукцию (первые три вида дебиторской задолженности). Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связано, в первую очередь, с управлением именно этой её частью.

Политика управления дебиторской задолженностью формируется для согласования задач финансового менеджмента и маркетинга, и направлена на расширение объема реализации продукции, оптимизацию объема этой задолженности и обеспечение своевременной ее инкассации.

Так как задолженность покупателей возникает в результате кредитования их предприятием, то политику управления дебиторской задолженностью называют также кредитной политикой предприятия.

Анализ управления дебиторской задолженностью проводится по следующим основным этапам:

1. Изучается динамика общей суммы дебиторской задолженности и объем инвестиций в дебиторскую задолженность.

ИДЗ = ДЗ × (1 – РР)

ИДЗ — инвестиции в дебиторскую задолженность;

РР — рентабельность продаж предприятия (по прибыли от продаж);

Для оценки доли дебиторской задолженности в оборотных активах рассчитывается коэффициент отвлечения оборотных акти­вов в дебиторскую задолженность:

КОАДЗ =

КОАДЗ — коэффициент отвлечения оборотных акти­вов в дебиторскую задолженность;

ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности предприятия (или сумма задолженности от­дельно по товарному и потребительскому кредиту);

ОА — общая сумма оборотных активов предприятия.

2. Исследуются показатели оборачиваемости дебиторской задолженности: период оборачиваемости и период инкассации.

Период оборачиваемости:

ПОДЗ = ДЗср. × 360 / В

где ПОДЗ — период оборачиваемости дебиторской задол­женности предприятия в рассматриваемом периоде;

В — объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;

ДЗ — средний остаток дебиторской задолженнос­ти предприятия (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.

Период инкассации:

ПИДЗ = ДЗср. × 360 / ВК

где ПИДЗ — средний период инкассации дебиторской задолженности предприятия;

ДЗ — средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде;

ВК — выручка от реализации продукции на условиях отсрочки платежа в рассматриваемом периоде.

Период инкассации более точно характеризует кредитную политику с точки зрения продолжительности предоставляемой отсрочки платежа; период оборачиваемости служит для оценки вклада дебиторской задолженности в формирование финансового цикла предприятия.

3. Изучается состав де­биторской задолженности предприятия по отдельным ее "возрастным группам". Для различных целей анализа можно выделить три подхода к распределению дебиторской задолженности по группам:

1) по срокам образования задолженности — позволяет уточнить информацию о политике инкассации задолженности;

2) по времени до погашения задолженности — позволяет оценить ликвидность дебиторской задолженности;

3) по периоду предоставленной отсрочки — разделение по этому признаку всего годового объема продаж позволяет наиболее наглядно проиллюстрировать проводимую кредитную политику.

Рисунок 5.6 – Пример гистограммы распределения объема продаже по возрастным группам

4. Рассматрива­ется состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. Определяется уровень финансовых потерь от невозврата коммерческих кредитов покупателями:

УФП = (ДЗсомн.× k + ДЗбезн.) / ВК ,

где УФП — уровень финансовых потерь;

ДЗсомн. — сомнительная дебиторская задолженность;

k — уровень создаваемых резервов по сомнительным долгам;

ДЗбезн. — безнадежная дебиторская задолженность;

ВК  — объем продаж в кредит.

5. Определяется стоимость предоставляемого коммерческого кредита. Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедлен­ных расчетов за приобретенную продукцию в сочета­нии со сроком предоставления кредита. Для сопоставления стоимости кредита в годовом исчислении рассчитывается процентная ставка по коммерческому кредиту:

СПКК = (ЦСН / (Ц – ЦСН)) × 360 / ПИДЗ,

где СПКК — процентная ставка за предо­ставляемый коммерческий кредит;

ЦСН — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, выраженная деся­тичной дробью;

ПИДЗ — срок предоставления кредита (период инкассации), в днях.

6. Определяется тип проводимой кредитной политики:

Консервативный (или жесткий) тип кредитной поли­тики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга кредитуемых покупателей за счет групп повышен­ного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики предприятия предполагает её осуществление в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики нацелен на  максимизацию валовой прибыли за счет расширения продаж в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. Механизмом реали­зации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей про­дукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.

Основными критериями для определения типа кредитной политики, таким образом, являются: соответствие среднерыночным условиям срока кредитования, доли кредита относительно суммы сделки, стоимости кредита, условий для предоставления кредита; доля продаж в кредит.

7. Определяется уровень операционных издержек по управлению дебиторской задолженностью по отношению к объему этой задолженности.

8. Определяется сумма издержек финансирования дебиторской задолженности.

9. Определяется сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность:

ЭДЗ = ВПДЗ – ОИДЗ – ИФДЗ – ФПДЗ,

где ЭДЗ — сумма эффекта от инвестирова­ния средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

ВПДЗ — дополнительная прибыль предприятия, полу­ченная от увеличения объема реализации про­дукции за счет предоставления кредита;

ОИДЗ — операционные издержки предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и ин­кассацией долга (издержки по управлению дебиторской задолженностью);

ИФДЗ — издержки финансирования дебиторской задолженности;

ФПДЗ — сумма прямых финансовых потерь от невоз­врата долга покупателями.

В заключение определяется эффективность использования дебиторской задолженности:

КЭДЗ = ЭДЗ / ДЗср.

 

На основе анализа политики управления дебиторской задолженностью происходит её формирование на предстоящий период. Можно выделить следующие основные элементы этого процесса:

1. Выбор типа кредитной политики. Основными критериями для выбора являются: возможность расширения продаж за счет кредитования, рентабельность продаж, доступность и стоимость источников финансирования дебиторской задолженности, устойчивость хозяйственных связей с потребителями и возможность оценки их кредитоспособности (определяет уровень рисков кредитования).

2. Формирование системы кредитных условий, включающей срок и максимальный размер предоставляемого кредита, его стоимость, систему штрафных санкций за просрочку платежей. Кредитные условия отражают выбранный тип политики управления дебиторской задолженности.

Срок предоставления кредита (кредитный период) - предельный период, на который покупа­телю предоставляется отсрочка платежа за реализован­ную продукцию. Увеличение срока предоставления кре­дита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируе­мых в дебиторскую задолженность, и увеличению про­должительности финансового и всего операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кре­дитного периода необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе.

Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолжен­ности покупателя по предоставляемому товарному (ком­мерческому) или потребительскому кредиту. Его раз­мер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), пла­нируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализа­ции готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), фи­нансового состояния предприятия – дебитора и дру­гих факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.

Устанавливая стоимость товарного (коммерческого или потребительского) кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень про­центной ставки по краткосрочному финансовому (бан­ковскому) кредиту. В противном случае он не будет сти­мулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кре­дит в банке (на срок, равный кредитному периоду, ус­ыновленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.

Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия — кредитора (по­терю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).

3. Формирование механизма оценки кредитоспособности покупателей. Кредитоспособность покупателя характеризует его возможность и желание выполнять все обязательства, связанные с предоставленным кредитом. Механизм оценки включает набор правил, определяющий, кто, на основании какой информации, и по каким методикам принимает решение о возможности и условиях кредитования покупателей.

В зависимости от уровня кредитоспособности покупателей происходит дифференциация кредитных условий, в первую очередь относительно объемов кредитования.

После выбора методик оценки появляется возможность провести группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности и на этой основе уточнить прогноз по возможному объему продаж в кредит.

4. Расчет предполагаемого среднего объема дебиторской задолженности и необходимой суммы финансовых средств, ин­вестируемых в дебиторскую задолженность:

ДЗ = ВК × ПИДЗ  / 360,

где

ДЗ — предполагаемый средний объем дебиторской задолженности;

ВК — планируемый объем реализации продукции в кредит;

ПИДЗ — средний период предоставления кредита покупателям, в днях.

ИДЗ = ДЗ × (1 – РР),

где ИДЗ — необходимый объем ин­вестиций в дебиторскую задолженность;

РР — рентабельность продаж.

Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то необходимо скорректировать условия кредито­вания или пла­нируемый объем реализации продукции в кредит.

5. Расчет эффекта от предполагаемого изменения кредитной политики:

ΔЭДЗ = ΔВПДЗ – ΔОИДЗ – ΔИФДЗ – ΔФПДЗ,

где:

ΔЭДЗ — сумма эффекта от изменения кредитной политики;

ΔВПДЗ — изменение прибыли предприятия в результате изменения объема реализации;

ΔОИДЗ — изменение операционных издержек по управлению дебиторской задолженностью (связанные с организацией кредитования покупателей и ин­кассацией долга);

ΔИФДЗ — изменение издержек финансирования дебиторской задолженности;

ΔФПДЗ — изменение прямых финансовых потерь от невоз­врата долга покупателями.

Составляющие эффекта могут быть рассчитаны следующим образом:

ΔВПДЗ = ΔВ × РМ,

где ΔВ – изменение объема продаж в результате изменения кредитной политики; РМ – рентабельность продаж по маржинальной прибыли (можно использовать показатель EBITDA margin).

ΔОИДЗ = УОИ × ΔДЗ,

ΔДЗ = (ВК1 ×ПИДЗ1 – ВК0 ×ПИДЗ0)/360

где УОИ – уровень операционных издержек по управлению дебиторской задолженностью (связанные с организацией кредитования покупателей и ин­кассацией долга);

ΔДЗ – предполагаемое изменение средней величины дебиторской задолженности;

ВК – продажи в кредит (0 – фактические, 1 - предполагаемые).

ΔИФДЗ­ = ΔИДЗ × СПК ,

где ΔИДЗ – изменение инвестиций в дебиторскую задолженность; СПК – ставка процента по краткосрочным обязательствам предприятия (для краткосрочных финансовых расчетов).

ΔФПДЗ = УФП1 × ВК1 – УФП0 × ВК0,

где УФП – уровень финансовых потерь по отношению к объему кредитования покупателей; ВК – предполагаемый объем продаж в кредит.

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности, предусматривающей[13]:

· сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате плате­жей;

· условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту;

· условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7. Определение возможностей рефинансирования дебиторской задолженности, под которым понимается её ускоренный перевод в высоколиквидные активы — денежные средства и краткосрочные ценные бумаги. Основными формами рефинансирования дебитор­ской задолженности являются факторинг, учет выданных покупателями векселей, форфейтинг. В современных условиях стоимость рефинансирования задолженности весьма высока, и может использоваться только для высокорентабельных сделок.

8. Построение системы контроля за движением и инкассацией дебиторской задолженности.

 

Задания к главе 6

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: