Дебиторская задолженность включает следующие виды:
· задолженность за товары, услуги, срок оплаты которых не наступил;
· за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок;
· по векселям полученным;
· задолженность по выданным авансам;
· дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;
· дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;
· прочие виды дебиторской задолженности.
Наибольший объем дебиторской задолженности (до 90%) приходится, как правило, на задолженность покупателей за отгруженную продукцию (первые три вида дебиторской задолженности). Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связано, в первую очередь, с управлением именно этой её частью.
Политика управления дебиторской задолженностью формируется для согласования задач финансового менеджмента и маркетинга, и направлена на расширение объема реализации продукции, оптимизацию объема этой задолженности и обеспечение своевременной ее инкассации.
Так как задолженность покупателей возникает в результате кредитования их предприятием, то политику управления дебиторской задолженностью называют также кредитной политикой предприятия.
|
|
Анализ управления дебиторской задолженностью проводится по следующим основным этапам:
1. Изучается динамика общей суммы дебиторской задолженности и объем инвестиций в дебиторскую задолженность.
ИДЗ = ДЗ × (1 – РР)
ИДЗ — инвестиции в дебиторскую задолженность;
РР — рентабельность продаж предприятия (по прибыли от продаж);
Для оценки доли дебиторской задолженности в оборотных активах рассчитывается коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность:
КОАДЗ =
КОАДЗ — коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;
ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности предприятия (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);
ОА — общая сумма оборотных активов предприятия.
2. Исследуются показатели оборачиваемости дебиторской задолженности: период оборачиваемости и период инкассации.
Период оборачиваемости:
ПОДЗ = ДЗср. × 360 / В
где ПОДЗ — период оборачиваемости дебиторской задолженности предприятия в рассматриваемом периоде;
В — объем реализации продукции в рассматриваемом периоде;
ДЗ — средний остаток дебиторской задолженности предприятия (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.
Период инкассации:
ПИДЗ = ДЗср. × 360 / ВК
где ПИДЗ — средний период инкассации дебиторской задолженности предприятия;
ДЗ — средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде;
|
|
ВК — выручка от реализации продукции на условиях отсрочки платежа в рассматриваемом периоде.
Период инкассации более точно характеризует кредитную политику с точки зрения продолжительности предоставляемой отсрочки платежа; период оборачиваемости служит для оценки вклада дебиторской задолженности в формирование финансового цикла предприятия.
3. Изучается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее "возрастным группам". Для различных целей анализа можно выделить три подхода к распределению дебиторской задолженности по группам:
1) по срокам образования задолженности — позволяет уточнить информацию о политике инкассации задолженности;
2) по времени до погашения задолженности — позволяет оценить ликвидность дебиторской задолженности;
3) по периоду предоставленной отсрочки — разделение по этому признаку всего годового объема продаж позволяет наиболее наглядно проиллюстрировать проводимую кредитную политику.
Рисунок 5.6 – Пример гистограммы распределения объема продаже по возрастным группам
4. Рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. Определяется уровень финансовых потерь от невозврата коммерческих кредитов покупателями:
УФП = (ДЗсомн.× k + ДЗбезн.) / ВК ,
где УФП — уровень финансовых потерь;
ДЗсомн. — сомнительная дебиторская задолженность;
k — уровень создаваемых резервов по сомнительным долгам;
ДЗбезн. — безнадежная дебиторская задолженность;
ВК — объем продаж в кредит.
5. Определяется стоимость предоставляемого коммерческого кредита. Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию в сочетании со сроком предоставления кредита. Для сопоставления стоимости кредита в годовом исчислении рассчитывается процентная ставка по коммерческому кредиту:
СПКК = (ЦСН / (Ц – ЦСН)) × 360 / ПИДЗ,
где СПКК — процентная ставка за предоставляемый коммерческий кредит;
ЦСН — ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретенную продукцию, выраженная десятичной дробью;
ПИДЗ — срок предоставления кредита (период инкассации), в днях.
6. Определяется тип проводимой кредитной политики:
Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга кредитуемых покупателей за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
Умеренный тип кредитной политики предприятия предполагает её осуществление в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики нацелен на максимизацию валовой прибыли за счет расширения продаж в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.
Основными критериями для определения типа кредитной политики, таким образом, являются: соответствие среднерыночным условиям срока кредитования, доли кредита относительно суммы сделки, стоимости кредита, условий для предоставления кредита; доля продаж в кредит.
|
|
7. Определяется уровень операционных издержек по управлению дебиторской задолженностью по отношению к объему этой задолженности.
8. Определяется сумма издержек финансирования дебиторской задолженности.
9. Определяется сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность:
ЭДЗ = ВПДЗ – ОИДЗ – ИФДЗ – ФПДЗ,
где ЭДЗ — сумма эффекта от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
ВПДЗ — дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ОИДЗ — операционные издержки предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга (издержки по управлению дебиторской задолженностью);
ИФДЗ — издержки финансирования дебиторской задолженности;
ФПДЗ — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
В заключение определяется эффективность использования дебиторской задолженности:
КЭДЗ = ЭДЗ / ДЗср.
На основе анализа политики управления дебиторской задолженностью происходит её формирование на предстоящий период. Можно выделить следующие основные элементы этого процесса:
1. Выбор типа кредитной политики. Основными критериями для выбора являются: возможность расширения продаж за счет кредитования, рентабельность продаж, доступность и стоимость источников финансирования дебиторской задолженности, устойчивость хозяйственных связей с потребителями и возможность оценки их кредитоспособности (определяет уровень рисков кредитования).
2. Формирование системы кредитных условий, включающей срок и максимальный размер предоставляемого кредита, его стоимость, систему штрафных санкций за просрочку платежей. Кредитные условия отражают выбранный тип политики управления дебиторской задолженности.
Срок предоставления кредита (кредитный период) - предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе.
|
|
Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния предприятия – дебитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.
Устанавливая стоимость товарного (коммерческого или потребительского) кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, усыновленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.
Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия — кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).
3. Формирование механизма оценки кредитоспособности покупателей. Кредитоспособность покупателя характеризует его возможность и желание выполнять все обязательства, связанные с предоставленным кредитом. Механизм оценки включает набор правил, определяющий, кто, на основании какой информации, и по каким методикам принимает решение о возможности и условиях кредитования покупателей.
В зависимости от уровня кредитоспособности покупателей происходит дифференциация кредитных условий, в первую очередь относительно объемов кредитования.
После выбора методик оценки появляется возможность провести группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности и на этой основе уточнить прогноз по возможному объему продаж в кредит.
4. Расчет предполагаемого среднего объема дебиторской задолженности и необходимой суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность:
ДЗ = ВК × ПИДЗ / 360,
где
ДЗ — предполагаемый средний объем дебиторской задолженности;
ВК — планируемый объем реализации продукции в кредит;
ПИДЗ — средний период предоставления кредита покупателям, в днях.
ИДЗ = ДЗ × (1 – РР),
где ИДЗ — необходимый объем инвестиций в дебиторскую задолженность;
РР — рентабельность продаж.
Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то необходимо скорректировать условия кредитования или планируемый объем реализации продукции в кредит.
5. Расчет эффекта от предполагаемого изменения кредитной политики:
ΔЭДЗ = ΔВПДЗ – ΔОИДЗ – ΔИФДЗ – ΔФПДЗ,
где:
ΔЭДЗ — сумма эффекта от изменения кредитной политики;
ΔВПДЗ — изменение прибыли предприятия в результате изменения объема реализации;
ΔОИДЗ — изменение операционных издержек по управлению дебиторской задолженностью (связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга);
ΔИФДЗ — изменение издержек финансирования дебиторской задолженности;
ΔФПДЗ — изменение прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
Составляющие эффекта могут быть рассчитаны следующим образом:
ΔВПДЗ = ΔВ × РМ,
где ΔВ – изменение объема продаж в результате изменения кредитной политики; РМ – рентабельность продаж по маржинальной прибыли (можно использовать показатель EBITDA margin).
ΔОИДЗ = УОИ × ΔДЗ,
ΔДЗ = (ВК1 ×ПИДЗ1 – ВК0 ×ПИДЗ0)/360
где УОИ – уровень операционных издержек по управлению дебиторской задолженностью (связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга);
ΔДЗ – предполагаемое изменение средней величины дебиторской задолженности;
ВК – продажи в кредит (0 – фактические, 1 - предполагаемые).
ΔИФДЗ = ΔИДЗ × СПК ,
где ΔИДЗ – изменение инвестиций в дебиторскую задолженность; СПК – ставка процента по краткосрочным обязательствам предприятия (для краткосрочных финансовых расчетов).
ΔФПДЗ = УФП1 × ВК1 – УФП0 × ВК0,
где УФП – уровень финансовых потерь по отношению к объему кредитования покупателей; ВК – предполагаемый объем продаж в кредит.
6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности, предусматривающей[13]:
· сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей;
· условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту;
· условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
7. Определение возможностей рефинансирования дебиторской задолженности, под которым понимается её ускоренный перевод в высоколиквидные активы — денежные средства и краткосрочные ценные бумаги. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности являются факторинг, учет выданных покупателями векселей, форфейтинг. В современных условиях стоимость рефинансирования задолженности весьма высока, и может использоваться только для высокорентабельных сделок.
8. Построение системы контроля за движением и инкассацией дебиторской задолженности.
Задания к главе 6